АРАБСКАЯ


Значение АРАБСКАЯ в английском языке

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Фикх близок философии и в другой области - этике и нравственности. Подчас непросто решить, ведутся ли рассуждения сугубо в русле фикха или уже переходят их границы, так что их следует классифицировать как философскую этику, прямо связанную с остальным зданием философских теорий, хотя и сохраняющую прямую преемственность с развитыми в религиозно-правовой мысли представлениями. Система терминологии, которой оперирует фикх в оценке человеческих поступков и которая носит не чисто юридический, но и этический характер, получила широкое распространение в классической исламской культуре.

Система оценок намерения-и-поступка в фикхе ("хамсат ахкам" - "пять категорий"). Фикх оперирует пятичленной системой категорий (акм). Действия делятся на "обязательные" (вджиб или фар), "рекомендуемые" (мандб), "безразличные" (муб), "нерекомендуемые" (макрх) и "непозволительные" (арм). Для названия каждой из категорий могут быть указаны многочисленные синонимы, которые употреблялись или употребляются в мусульманской мысли. Эта классификация соотносится, с одной стороны, с "приказанием" ('амр) и "запретом" (нахй), а с другой - с вопросом о загробным "воздаянии" (джаз'), будь то "награда" (савб) или "наказание" ('иб). Приказание и запрет выражают волю Законодателя, т.е. самого Бога; в других случаях источником для определения приказаний и запретов служат предания о словах и делах Мухаммеда (хадисы). Комбинация этих двух сторон - предписанности/запрещенности и воздаяния - и определяет, к какой категории будет отнесено то или иное действие. "Обязательными" являются поступки, которые предписаны Законодателем и выполнение которых вознаграждается, а невыполнение карается. "Непозволительны" поступки, которые запрещены Законодателем, несовершение которых награждается, а совершение наказывается. "Рекомендуемыми" являются предписанные действия, неисполнение которых не наказывается, но совершение которых вознаграждается. "Нерекомендуемыми" являются те, совершение которых не наказывается, но воздержание от которых вознаграждается. Что касается "безразличных" (муб) поступков, то к ним относятся такие, совершение или несовершение которых никак не нарушает волю Законодателя.

Эта сложная система квалификаций возникла исторически, в ходе анализа основополагающих религиозно-правовых текстов - Корана и сунны. Ее введение в значительной степени было вызвано потребностью истолковать характер запретов и рекомендаций, содержащихся в этих текстах. Зачастую было непросто установить, как понимать указание Законодателя или Мухаммеда о необходимости совершать то или иное действие или воздерживаться от него: как абсолютное, обращенное ко всем членам общины, или ограниченное определенными условиями. Во многом задача разграничения таких императивов была решена благодаря разделению категории "обязательных" поступков на две области. Одна именуется фар ал-'айн ("обязательные как таковые"), другая - фар кифйа ("достаточно обязательные"). К первым относятся действия, которые должен выполнять каждый член исламской общины (умма) без исключения. Их примером могут служить пять "столпов ислама": формула исповедания веры, молитва, ежегодный налог в пользу неимущих (закт), пост в месяц рамадан и паломничество в Мекку (аджж). Что касается второго вида обязательного действия, то для того, чтобы оно считалось исполненным, достаточно, чтобы его выполнили только некоторые члены общины. Скажем, "молитва по усопшему" (алт ал-джанза) относится к "достаточно обязательным" действиям: достаточно, чтобы некоторые из присутствующих на похоронах прочитали молитву по покойнику, и тогда все присутствующие считаются выполнившими свой долг, но, если молитва не будет прочитана, "упущение" (невыполнение должного) будет вменено в вину каждому. Другим императивом такого рода является приказание "искать знание". "Знание" ('илм), под которым подразумевается именно религиозное знание, является обязанностью мусульманина, и с этой точки зрения в исламе невозможны обсуждавшиеся в христианстве "ученое незнание" или "верую, ибо абсурдно". "Ищите знания, хотя бы за ним пришлось отправиться на край земли (буквально - "в Китай")" - этим хадисом обычно подкрепляется названный императив. Однако этот призыв считается обращенным не ко всем мусульманам, а только к части общины, и обязанность считается выполненной как бы каждым ее членом, если ее выполнили хотя бы некоторые: лишь им достаточно отправиться "на край земли" в поисках знания. Заметим, что это именно "обязательное", а не просто "поощряемое" действие: хотя наличие категории "рекомендуемых" (т.е. "хороших", но "не обязательных") действий дает возможность разделить "обязательное" и "поощряемое", не вводя категории "достаточно обязательное", теория не использует этой возможности.

Недихотомичность "пяти категорий" и проблема этической оценки поступка. В том ее виде, в каком она реально существовала в исламской культуре, религиозно-правовая мысль как будто соединяет в единой системе "пяти категорий" то, что в европейской культуре было исторически разделено между двумя существенно различными сферами - права и морали. Сфера права там построена на идее необходимости торжества справедливости, в конечном счете восходящей в идее блага, и предполагает безусловное разделение соответствующего и несоответствующего идее справедливости. В принципе право предполагает, что не соответствующее идее справедливости подлежит наказанию или во всяком случае ограничению, чем задается дихотомия "позволительное - непозволительное". Сфера религиозной (христианской) морали задает иную систему смысловых координат, предлагая идею добра как ориентир-максимум, всякое приближение к которому похвально, хотя не-приближение может и не быть религиозно порицаемым, и порождая целую систему институтов, представлений и практик: для верующего моральный идеал святого, страстотерпца, мученика (и в бесконечной перспективе - самого Христа) задает критерий этической оценки, согласно которому поступок, не являющийся добрым, не обязательно оказывается тем самым злым и подлежащим наказанию.

Что касается категории "рекомендуемых" и "нерекомендуемых" поступков, то основной проблемой для философской этики, вытекающей из описанного понимания этих категорий в фикхе и исламской культуре в целом, был тот факт, что несовершение хороших ("рекомендуемых") действий вполне позволительно, поскольку за это не следует никаких санкций ни в земной, ни в загробной жизни, тогда как плохие ("нерекомендуемые") действия, хотя воздерживаться от них и рекомендуется, тем не менее также не влекут за собой никаких санкций. И если описывать ситуацию с точки зрения представления о дихотомии добра и зла, то плохие действия не наказываются, хотя и расцениваются как плохие. Если учесть, что категории "обязательных" и "непозволительных" поступков, где такие санкции четко определены, весьма узки по своему объему, оказывается, что исламская религиозно-правовая мысль оставляет вне регулирования со стороны властных органов весьма широкую область человеческих отношений. В этой связи чрезвычайно возрастает роль неформального регулирования, где большое значение приобретает, во-первых, общественное мнение, а во-вторых - самоотчет.

Вместе с тем исламская мысль стремилась и к дихотомизации понятий добра и зла, и к универсализации этической оценки, когда любой поступок оценивался однозначно - как хороший либо плохой. Именно в этом направлении и развивалась этическая теория, выходившая за рамки фикха. Отход от фикха совершается, таким образом, по двум основным линиям. Во-первых, как подлежащие этической оценке рассматриваются в принципе все поступки, т.е. и та обширная их область, которая считается "безразличной" (муб) для факиха. Вопрос о том, каким образом оценивать то, что в принципе не подлежит оценке с точки зрения фикха, придал мощный импульс развитию этической мысли. Проблематичность, а точнее неразрешимость задачи совмещения двух шкал оценок выясняется в исламской мысли постепенно и требует введения такого основания оценки поступка, которое независимо от прямо выраженной в приказаниях и запретах воли Законодателя.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.