БИН


Значение БИН в английском языке

"Школа военной философии". древНеКитАйСкАЯ фиЛосоФсКАя школА, ВыРАБотАВШаЯ УЧЕниЕ о вОЕНноМ ИСкусСтвЕ КАк однОЙ из оСНОв СОциАлЬНОЙ реГУЛЯЦИИ И вЫражЕнИи оБщекОсмИЧеСКих зАКоноВ. бИН Цзя СИНтЕзИровала ИДЕи КоНФуЦИАНсТВА, леГиЗмА, ДаосизМА, инЬ-ЯН Цзя и мо цЗя. ВпеРвЫЕ упОМинается в хань ШУ (1 В.), в раздЕле "и вэНЬ ЧЖи", гДЕ, одНаКО, нЕ ВкЛючеНА В ЧиСЛо ДЕсяти ГЛАВНЫХ ФИлоСофСКих шКол, А ВыдеЛЕНА КаК САМоСТоЯтЕльноЕ напРаВлеНИе, оХВатыВаВШеЕ БоЛее 50 МыСЛИТеЛЕй, раЗделенных НА чЕТыРЕ ГруПпЫ зНатоКОв: СтРаТЕгИи И ТАктиКИ (цЮань моу); рАСПОлОЖЕнИя ВоЙсК На месТНоСТи (СИН шИ); ВРеМенНых и ПСИХОлоГичЕСких УСловий ВойНЫ (иНь ЯН); БоеВых ПРИЕмОв (цЗи ЦЗяО).

сОГЛасНО И вэнЬ ЧЖИ, БИн ЦЗЯ наЧАла формиРоВатЬСя окОЛО 6-5 ВВ. ДО н.Э. в СРеде вОЕнАчАЛьНиков. ИДЕОлОгИчЕСКоЙ оснОВой сЛуЖат кОНФуЦИанскИе принцИПы ОтнОшЕНия к ВОеннОМу ДеЛУ, ИЗЛОЖЕнНыЕ в хУН фАне, ЛУНь юЕ, сИ Цы чЖуани: вОЕННЫЕ дЕйстВИЯ - ПОсЛеДНЕЕ на ШКале госуДаРствеННыХ дел, но НЕОБхОДИмОЕ средсТВО прЕсеЧения СМуТ И ВосСТАНОвлЕНИЯ "гУМАннОсТИ" (жэНь2), "ДоЛЖНоЙ СПрАвЕдлИвОСтИ" (И1), "БлагОприсТойнОСТИ" (лИ2) и устуПчивОстИ (Жан).

НаиболеЕ Важные сОчИнЕнИЯ БиН Цзя - сУнЬ-цзы суНЬ У (5-4 вВ. ДО Н.э.) и у-цЗЫ у цИ (4 В. ДО н.Э.). вмесТЕ с пЯТЬю дРУгИми трАкТАтамИ Они БЫЛи обЪЕдИненЫ В сЕмИКнижиЕ ВоЕнНоГо КАнонА (У ЦЗИН ЦИ шу), иДЕи кОТОрогО леГлИ в осноВу всеХ ТраДицИонНЫХ ВОенно-ПоЛИтичеСкиХ и вОЕНно-диПлоМАтИческих дОктРин КиТАя, Японии, Кореи и ВЬеТНАМа.

состАв СемИкНИЖия ОКончаТеЛьНО ОпРеДеЛИлся ЛИШь в 11 в. в нЕгО ВОШЛи лЮ тао (шеСТЬ плАнОВ), СунЬ-Цзы (СуНЬ-цзы ), у-цзы (У-ЦЗЫ ), Сыма фА (ПРАВиЛа сыМА), сань ЛЮЭ (три СТРАтегИИ), вэЙ лЯо-Цзы, ли ВЭЙ-ГуН вЭнЬ Дуй (дИаЛОГИ лИ ВэЙ-гУНА). трАДИцИоНная ВЕрсИЯ пРиписыВАЕТ лю Тао ЧжОусКому полковОдцУ тАЙГуН ваНУ (лЮй шАН, 13 В. дО н.Э.), СуНЬ-цзЫ - СУнь у (КОнЕЦ 6 - 5 ВВ. До н.э.), У-цЗы - у Ци (4 в. до Н.Э.), СЫМа ФА - сыма (ТЯнь) ЖАнЦЗЮЮ (6 - НачАЛО 5 Вв. дО н.э.), вэй ляО-ЦзЫ - ВЭй ЛЯО (4 в. до Н.э.), сАНЬ ЛЮэ - хУАН ШИ-гУНУ (3 в. дО н.Э.); ЛИ вэЙ-гУн ВэНЬ ДуЙ СЧИТалСя зАпИСЬЮ ДиАЛоГов ИМпЕРАТоРА ТАй-ЦЗУна (627-649) дИНаСтИи Тан с Его полКоВОдцЕм ли цзИнОМ (ВэЙскИМ гУНОм ЛИ). оДНАКО фАктиЧескИ лю Тао СОСТаВлЕн ОкОло 3-4 ВВ. Н.э., САНь Люэ в КОНце 6 - НачаЛЕ 7 Вв., а УтРачЕННЫЙ ТеКст лИ вэй-ГУн ВэНь дУй вОСстанОВлЕн нЕ рАНЕЕ 9 В. н.э. иерархИю этИХ ТраКТАтоВ в китайсКОЙ КулЬтУрНОй ТрадиЦИИ ОТрАжАЕТ иХ пОслеДоВатеЛьнОСТь в У цЗИН пОД РЕдаКЦиЕй чЖу фу (11 В.): суНЬ-цЗЫ, у-цзы, сыма Фа, вэЙ лЯо-цЗы, ЛИ ВЭЙ-ГуН ВэНь ДуЙ, САНЬ ЛюЭ, лЮ тАо. в 1972 в кнР бЫл наЙдЕН Еще ОдиН фундаМЕнТАЛьНый трАКтАт бин ЦЗя, СчитавШийся УтРаЧеннЫм к СереДинЕ I ТысячЕЛЕТИя - сУНь бИНь Бин фа (военнЫе заКоНы сунЬ биНЯ).

МИроВоЗЗРенИЕ БИн Цзя ОсноВывАетСЯ на ПрЕДстАВлеНиИ о цикличЕСКом харАкТЕре ВСЕх КОсмиЧЕСКиХ процЕССов, ЯВЛЯющИХся ПерЕхОдоМ пРОтИВОПоЛОЖНоСТЕй друг в друГа ПО зАКОнаМ вЗАимОпРЕВРащЕНия СиЛ ИнЬ ян И ЦИРКУлЯцИИ "ПЯТИ элементоВ" (у СИН1). этОт ОбЩИЙ хоД Вещей ЕсТь пУТЬ "ОбраЩеНИя К КОрНЮ и вОЗвРАщенИЯ к наЧаЛУ" (у-ЦЗЫ), т.е. Дао. В социАлЬНоЙ жиЗНИ таКжЕ ДЕйстВУют ПРотИВОположНОсТИ, в Ней взаиМООбУСЛоВЛены "КУЛьТУра" (вэнЬ) и оПпОЗициОННАЯ ЕЙ "ВОИНсТВенностЬ" (у2), "вОспиТанИЕ" (ЦзЯО) И "УпРаВЛениЕ" (ЧжэН3); в ОдНИх СЛУчаЯХ НЕОБХоДимО оПирАтЬСя На кОнФУЦиаНсКие "дОбРодетелИ" (дЭ1): "ГУМАнНОСть", "ДолЖную сПРАВЕдливосТь", "блАГОПрИстойнОСть", "БлАГонаДЕЖНОСТь" (СиНЬ2), А в дРУГИХ - на пРотиВОпОлОЖНыЕ ИМ ЛегисТСкИе пРИнциПы: "зАконноСТь" (Фа1), "нАкАЗУеМОсТь" (сИН4), "ПолЕЗнОСть/ВыГоДНОсть" (лИ3), "хитроСть" (гуй). ВоЕнНая сФЕРА - ВажнАЯ ОблАсть ГосУДарСТвеннЫХ дЕл, А гЛАвНое в вОЕНном ИскуССТве - Это ПоБЕдА бЕз СРАЖенИЯ, И ТоТ, ктО Не пОнИМАЕТ вРЕДонОснОСТи ВОЙны, нЕ сПоСОБЕн ПонЯтЬ и Ее "ПОЛезнОсти/ВыгОднОСти". в подОБноЙ диалекТиКе СВеДУЩИ "вЛаСТиТеЛи СУДЕБ (МИН1) нАрОдА" - таЛАНТлИвЫе и РасчеТЛиВые ПОЛкОВоДЦы, КоТорые в иЕРаРхИи поБЕДоноСныХ ФАкТОроВ следуЮТ зА ДаО, НебОМ (тяНь), зЕмЛей (Ди2) И ВПереДИ ЗаКОна (Фа1), а поТОМУ (КАк и пО ученИю МОИСтОв) ДОЛЖНЫ бытЬ почиТАЕмЫ И нЕЗАвИсИМы ОТ прАвИТелЯ.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.