АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ Первая группа портретов, исполненных в технике масляной живописи, датируется второй половиной 17 в.; в это время жизнь переселенцев протекала относительно спокойно, быт стабилизировался и появились возможности для занятий искусством. Из этих работ наиболее известен портрет Миссис Фрик с дочерью Мэри (1671-1674, Массачусетс, Музей искусств в Уорстере), написанный неизвестным английским художником. К 1730-м годам в городах восточного побережья уже было несколько художников, работавших в более современной и реалистической манере: Генриетта Джонстон в Чарльстоне (1705), Юстус Энгльхардт Кюн в Аннаполисе (1708), Густав Хесселиус в Филадельфии (1712), Джон Уотсон в Перт-Эмбой в Нью Джерси (1714), Питер Пелэм (1726) и Джон Смайберт (1728) в Бостоне. Живопись двух последних оказала существенное влияние на творчество Джона Синглтона Копли (1738-1815), который считается первым крупным американским художником. По гравюрам из коллекции Пелэма молодой Копли получил представление об английском парадном портрете и живописи Годфри Неллера, ведущего английского мастера, работавшего в этом жанре в начале 18 в. В картине Мальчик с белкой (1765, Бостон, Музей изящных искусств) Копли создал замечательный реалистический портрет, нежный и удивительно точный в передаче фактуры предметов. Когда в 1765 Копли отправил эту работу в Лондон, Джошуа Рейнолдс посоветовал ему продолжить учебу в Англии. Однако Копли оставался в Америке до 1774 и продолжал писать портреты, тщательно прорабатывая в них все детали и нюансы. Затем он предпринял путешествие в Европу и в 1775 поселился в Лондоне; в его стиле появились манерность и черты идеализации, свойственные английской живописи этого времени. Среди лучших произведений, созданных Копли в Англии, - большие парадные портреты, напоминающие работы Бенджамина Уэста, в том числе картина Брук Уотсон и акула (1778, Бостон, Музей изящных искусств).
Бенджамин Уэст (1738-1820) родился в Пенсильвании; написав несколько портретов жителей Филадельфии, он переехал в Лондон в 1763. Здесь он приобрел известность как исторический живописец. Образцом его работы в этом жанре может служить картина Смерть генерала Вулфа (1770, Оттава, Национальная галерея Канады). В 1792 Уэст сменил Рейнолдса на посту президента Британской Королевской академии художеств.
Война за независимость и начало 19 в. В отличие от Копли и Уэста, которые навсегда остались в Лондоне, портретист Джилберт Стюарт (1755-1828) в 1792 вернулся в Америку, сделав карьеру в Лондоне и Дублине. Вскоре он стал ведущим мастером этого жанра в молодой республике; Стюарт написал портреты почти всех выдающихся политических и общественных деятелей Америки. Его работы исполнены в живой, свободной, эскизной манере, сильно отличающейся от стиля американских работ Копли.
Бенджамин Уэст охотно принимал в свою лондонскую мастерскую молодых американских художников; среди его учеников были Чарльз Уилсон Пил (1741-1827) и Сэмюэл Ф.Б.Морзе (1791-1872). Пил стал основателем династии живописцев и семейного художественного предприятия в Филадельфии. Он писал портреты, занимался научными исследованиями и открыл Музей естественной истории и живописи в Филадельфии (1786). Из его семнадцати детей многие стали художниками и естествоиспытателями. Морзе, более известный как изобретатель телеграфа, написал несколько прекрасных портретов и одну из наиболее грандиозных картин во всей американской живописи - Галерея Лувра. На этой работе с потрясающей точностью воспроизведены в миниатюре около 37 холстов. Это произведение, как и вся деятельность Морзе, имело целью познакомить молодую нацию с великой европейской культурой.
Вашингтон Олстон (1779-1843) был одним из первых американских художников, отдавших дань романтизму; во время своих длительных путешествий по Европе он писал морские штормы, поэтические итальянские сценки и сентиментальные портреты.
В начале 19 в. открылись первые американские академии художеств, дававшие студентам профессиональную подготовку и принимавшие самое непосредственное участие в организации выставок: Пенсильванская академия художеств в Филадельфии (1805) и Национальная академия рисунка в Нью-Йорке (1825), первым президентом которой был С.Р.Морзе. В 1820-1830-е годы Джон Трамбалл (1756-1843) и Джон Вандерлин (1775-1852) написали огромные композиции на сюжеты из американской истории, украсившие стены ротонды Капитолия в Вашингтоне.
В 1830-e годы пейзаж стал господствующим жанром американской живописи. Томас Коул (1801-1848) писал девственную природу севера (шт. Нью-Йорк). Он утверждал, что обветренные горы и яркий осенний лес - более подходящие сюжеты для американских художников, чем живописные европейские руины. Коул написал также несколько пейзажей, проникнутых этико-религиозным смыслом; среди них четыре больших картины Жизненный путь (1842, Вашингтон, Национальная галерея) - аллегорические композиции, на которых изображена спускающаяся по реке лодка, в которой сидит мальчик, затем юноша, затем мужчина и наконец старик. Многие пейзажисты последовали примеру Коула и изображали в своих работах виды американской природы; их часто объединяют в одну группу под названием "школа реки Гудзон" (что не соответствует действительности, так как они работали по всей стране и писали в разной стилистике).
Из американских жанристов наиболее известны Уильям Сидни Маунт (1807-1868), писавший сцены из жизни фермеров Лонг-Айленда, и Джордж Калеб Бинхэм (1811-1879), картины которого посвящены жизни рыбаков с берегов Миссури и выборам в маленьких провинциальных городках.
Перед Гражданской войной самым популярным художником был Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900), ученик Коула. Он писал работы в основном крупного формата и использовал подчас слишком натуралистические мотивы, чтобы привлечь и ошеломить публику. Чёрч путешествовал по самым экзотическим и опасным местам, собирая материал для изображения южноамериканских вулканов и айсбергов северных морей; одно из его самых известных произведений - картина Ниагарский водопад (1857, Вашингтон, галерея Коркоран).
В 1860-е годы огромные полотна Альберта Бирштадта (1830-1902) вызывали всеобщее восхищение красотой изображенных на них Скалистых гор, с их чистыми озерами, лесами и башнеподобными пиками.
Послевоенный период и рубеж веков. После Гражданской войны стало модным учиться живописи в Европе. В Дюссельдорфе, Мюнхене и особенно в Париже можно было получить гораздо более фундаментальное образование, чем в Америке. Джеймс Макнейл Уистлер (1834-1903), Мэри Кассат (1845-1926) и Джон Сингер Сарджент (1856-1925) учились в Париже, жили и работали во Франции и Англии. Уистлер был близок французским импрессионистам; в своих картинах он уделял особое внимание сочетаниям цветов и выразительной, лаконичной композиции. Мэри Кассат по приглашению Эдгара Дега принимала участие в выставках импрессионистов с 1879 по 1886. Сарджент писал портреты наиболее выдающихся людей Старого и Нового Света в смелой, порывистой, очерковой манере.
Противоположную импрессионизму сторону стилистического спектра в искусстве конца 19 в. занимали художники-реалисты, писавшие иллюзионистические натюрморты: Уильям Майкл Харнетт (1848-1892), Джон Фридерик Пето (1854-1907) и Джон Хэберл (1856-1933).
Два крупных художника конца 19 - начала 20 в., Уинслоу Хомер (1836-1910) и Томас Икинс (1844-1916), не принадлежали ни к одному из модных в то время художественных направлений. Хомер начал свою творческую деятельность в 1860-е годы с иллюстрирования нью-йоркских журналов; уже в 1890-е годы он имел репутацию знаменитого художника. Его ранние картины - насыщенные ярким солнечным светом сцены деревенской жизни. Позднее Хомер стал обращаться к более сложным и драматическим образам и темам: на картине Гольфстрим (1899, Метрополитен) изображено отчаяние чернокожего моряка, лежащего на палубе шлюпки в бурном, кишащем акулами море. Томас Икинс при жизни подвергался жестокой критике за излишний объективизм и прямоту. Сейчас его произведения высоко ценятся за строгий и четкий рисунок; его кисти принадлежат изображения спортсменов и искренние, проникнутые сочувствием портретные образы.