деревянный духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Он был сконструирован приблизительно в середине 16 в. на основе старинного басового инструмента - бомбарды, или поммера, корпус которого был удлинен и для удобства исполнителя согнут пополам в форме шпильки (или буквы "U"). В течение следующего столетия, в период формирования современного состава оркестра, большинство многочисленных язычковых инструментов с сильным и грубым звуком, распространенных в эпоху Возрождения, вышли из употребления. Однако фагот, более благородный по звучанию и удобный, приобрел возросшее значение как основной бас оркестровых духовых инструментов. Не остались без внимания и его возможности как сольного инструмента: А.Вивальди (ок. 1668-1741) написал для него примерно 35 концертов, а фаготовый концерт Моцарта (1756-1791) - до сих пор одно из самых популярных произведений.
Подобно всем другим деревянным духовым инструментам, фагот на протяжении 18 и 19 вв. был усовершенствован. Поэтому современный фагот - в первую очередь ансамблевый, а не сольный инструмент, в котором особенно ценится ровность звучания по всему диапазону, превышающему три октавы начиная от си-бемоль контроктавы до ми или фа второй октавы, а также необычное сочетание технической подвижности со звучностью, характерной для басового инструмента.
Контрафагот, громоздкий инструмент, трубка которого длиннее, чем у фагота, звучит октавой ниже. Он время от времени использовался в оркестровой музыке начиная с Генделя (1685-1759). См. также ГОБОЙ.