(Fitzgerald, Francis Scott Key) (1896-1940), американский писатель, выразитель и своеобразный символ "века джаза". Родился 24 сентября 1896 в Сент-Поле (шт. Миннесота). Назван в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США Усеянное звездами знамя Ф.С.Ки (1779-1843). Учился в Принстонском университете (1913-1917), незадолго до выпускных экзаменов ушел на военную службу. Во время Первой мировой войны начал свой первый роман По эту сторону рая (This Side of Paradise, 1920). Сразу после его публикации женился на Зельде Сейр, прототипе героини романа Розалинды. Одновременно вышел в свет первый сборник его рассказов Эмансипированные и глубокомысленные (Flappers and Philosophers, 1920).
Второй роман Фицджералда Прекрасные, но обреченные (The Beautiful and Damned, 1922) описывал мучительный брак двух одаренных и привлекательных людей. Сборник рассказов Сказки века джаза (Tales of the Jazz Age, 1922), часто весьма занимательных, несмотря на некоторую искусственность, обессмертил "пылкую юность" той эпохи. Малоудачная пьеса Овощ (Vegetable, 1923; рус. перевод Размазня) принесла лишь убытки, зато роман Великий Гэтсби (The Great Gatsby, 1925) был назван шедевром зрелого мастера. Испытав влияние Г.Джеймса, Э.Уортон и английского писателя К.Маккензи, Фицджералд нашел безупречную форму для этой драмы чувств. Однако существовала и более глубокая связь романа с его собственной жизнью и характером. В своих мечтах и заблуждениях Фицджералд, как Гэтц-Гэтсби, оставался сыном своего времени. В 1926 вышел еще один сборник его рассказов Все эти печальные молодые люди (All the Sad Young Men).
Следуя правилам "потерянного поколения", Фицджералд перебрался сначала в Рим, затем на Ривьеру, однако его брак распался, и личная жизнь терпела крах. Роман Ночь нежна (Tender Is the Night, 1934) стал литературным выражением исхода в Европу. Пожалуй, наиболее увлекательное по содержанию, это произведение и наиболее бессвязно по форме. Лучший сборник его рассказов Сигналы побудки (Top at Reveille, 1935) содержал новые откровения о жизненном крахе писателя. Героя рассказа Опять Вавилон (Babylon Revisited) терзают кошмары и тоска по 1920-м годам. Подобно герою Сумасшедшего воскресенья (Crazy Sunday) из того же сборника, Фицджералд вернулся в Голливуд больным и разоренным. Умер Фицджералд 21 декабря 1940.
Посмертно опубликованный неоконченный роман Фицджералда Последний магнат (The Last Tycoon, 1941) свидетельствует о глубине и стойкости его творческого дара, не затронутого страстью к саморазрушению. В этом последнем романе дается блестящее описание кинобизнеса. Его герой - один из "великих" независимых продюсеров эпохи подъема массового кинематографа. Тема и тональность книги делают ее еще одной элегией по ушедшему времени.
По всей вероятности, именно история жизни Фицджералда, а не только признание его писательских заслуг пробудила широкий интерес к его произведениям после Второй мировой войны. В 1945 Э.Уилсон издал сборник статей, воспоминаний и писем Фицджералда, в основном автобиографического характера, под названием Крушение (The Crack-Up). В книгу М.Гайсмара Последние провинциалы (1949) вошел серьезный очерк о творчестве Фицджералда. В 1950 Б.Шульберг опубликовал роман Разочарованные, основанный на событиях жизни писателя; впоследствии по этому роману были поставлены фильм и театральный спектакль. В 1951 М.Каули издал собрание лучших рассказов Фицджералда, в том же году А.Майзенер опубликовал его превосходную биографию, а в 1958 вышла книга воспоминаний Шейлы Грэм и Дж.Франка По ту сторону рая. Неверный возлюбленный, рассказывающая о последних годах жизни писателя в Голливуде. Фицджералду посвящены многие страницы в беллетризованных воспоминаниях Э.Хемингуэя Праздник, который всегда с тобой (1964).