ГРЕЧЕСКАЯ


Значение ГРЕЧЕСКАЯ в английском языке

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Византийский период греческой литературы пересекается с греко-римским; его начало принято относить либо к дате образования Византийской империи - 324 н.э., либо к 330 - моменту возникновения Константинополя (точнее, превращения императором Константином I города Византия, существовавшего к тому времени уже более 1000 лет, в столицу новой империи); конец периода датируется еще точнее - захватом Константинополя османскими турками 29 мая 1453, означавшим падение империи. Византийская цивилизация была однородно христианской; все ее развитие определялось Новым Заветом и другими раннехристианскими текстами. В первые века существования империи в ней еще действовали языческие писатели, но их становилось все меньше, а к середине 6 в. практически не осталось. Тем не менее интерес к античности всегда был важным элементом культуры византийцев.

Классическая филология. Не считая нескольких произведений, дошедших до нас на папирусах (примером могут служить Персы Тимофея), почти вся древнегреческая литература сохранилась в списках, выполненных византийскими писцами. Во все периоды византийской истории продолжалось изучение, комментирование, составление антологий, переписывание античных и средневековых текстов. Среди компиляторов классической литературы наибольшим авторитетом пользовался теолог и эрудит Фотий (ок. 820-891), партиарх Константинопольский, принадлежащий к числу самых выдающихся личностей византийской истории. Его грандиозный труд Mириобиблион (называемый также Библиотека) имеет двойную ценность - как источник пересказов несохранившихся античных текстов и как памятник византийской литературной критики. Не утратили своего значения византийские комментарии к древнегреческой поэзии, например схолии к Гомеру и Пиндару Евстафия, фессалоникийского епископа и реформатора монастырей (12 в.). Из византийских классицистов, проложивших путь к Возрождению, самым ярким, пожалуй, был Георгий Гемист Плифон (ок. 1355-1452). Почитавшийся итальянскими гуманистами как ученейший человек своего времени, Плифон внушил Козимо Медичи идею основать Платоновскую академию во Флоренции; познакомив Запад с сочинениями Страбона, он оказал огромное влияние на географические представления эпохи Возрождения, которые в конечном счете привели к открытию Америки в 1492.

Философия. Платон и Аристотель интенсивно изучались авторами, которые были незаслуженно забыты в Новое время. К последователям Платона относятся Ямвлих (ум. ок. 330), Прокл (410-485), Михаил Пселл (1018 - ок. 1096), Плифон и его ученик Виссарион; все они, за исключением последнего, - неоплатоники. Крупнейшие мыслители аристотелевского направления - оратор Фемистий (4 в.); философы Симплиций, Олимпиодор, Иоанн Филопон (6 в.); имперский чиновник Феодор Метохит (14 в.), по заказу которого была создана великолепная мозаика в константинопольской церкви Хоры; Георгий Схоларий, первый патриарх Константинополя после падения империи. Софистика нашла продолжение в работах языческих мыслителей 4 в., прежде всего плодовитого оратора Ливания Антиохийского и императора Юлиана Отступника (331-363), который пытался возродить язычество.

История. Византийская историография, наследница богатейшей классической традиции, идущей от Геродота, делится на две ветви: историю и хроники. Хронистами были большей частью монахи, писавшие с целью просвещения необразованных людей. Они использовали доступный для простонародья язык, начинали рассказ от сотворения мира, доводили его до своего времени и, как правило, излагали события год за годом. Самыми яркими представителями этого направления были Иоанн Малала (ок. 491-578), чья история мира и Антиохии доведена до 563; Феофан (его сочинение охватывает период с 284 по 813), патриарх Никифор (автор истории Константинополя) и Георгий Монах, все трое - писатели 9 в.; Иоанн Скилицес и Георгий Кедрен (11 в.) и писатель 12 в. Иоанн Зонара, автор компендиума по всеобщей истории.

В отличие от хронистов, те историки, которые обращались к интеллигенции, предпочитали архаичный язык античных историографов и сосредоточивались на времени современных им императоров, обычно предваряя рассказ кратким очерком предшествующей эпохи. Самый интересный из них - Прокопий (6 в.): славословиям императору Юстиниану I (483-565) в Истории войн Юстиниана и О постройках Юстиниана разительный контраст составляет пасквиль на него же - Тайная история, которая была найдена среди бумаг Прокопия после его смерти. Выдающимися историками были также император Константин VII Порфирогенет (905-959), вошедший в историю византийской культуры не только как автор четырех исторических сочинений, но и как покровитель наук и искусств, переживавших в его правление бурный расцвет; Михаил Пселл; Анна Комнина (1083 - ок. 1148), дочь императора Алексея I Комнина; Никита Акоминат (ум. 1215), которому принадлежит живое и беспристрастное описание разграбления Константинополя крестоносцами в 1204; Георгий Пахимер, один из образованнейших людей своего времени (14 в.); император Иоанн VI Кантакузин (ок. 1292-1383). Об истории падения империи с большим мастерством писали в последние годы этого периода Лаоник Халкокондил (редкий в Средние века пример афинянина, добившегося известности), а также Дука, Георгий Францис и Критовул, придворный поэт завоевателя Константинополя Магомета II. Крупнейшими историками церкви были Евсевий Кесарийский (ок. 260 - ок. 341), главный источник наших сведений о первых трех веках христианства, и Евагрий (ок. 536 - ок. 600).

Литургия. Пожалуй, самым выдающимся памятником византийской литературы является церковная литургия, занимающая почти двадцать томов. К величайшим шедеврам этого собрания текстов относятся Литургия св. Иоанна Златоуста, Акафисты, литургические стихи крупнейшего византийского поэта Романа Сладкопевца (6 в.).

Поэзия. Многие из лучших византийских стихов вошли в Греческую антологию, включающую не только античных, но и средневековых поэтов. В продолжении Илиады Квинта Смирнского (4 в.), в поэме Деяния Диониса Нонна (5 в.) и Геро и Леандре Мусея (ок. 500) используется гомеровская традиция. Павел Силенциарий (6 в.) оставил неплохие эпиграммы и гексаметрическое описание собора Св. Софии в Константинополе - шедевра мировой архитектуры. Лучшим из светских поэтов был Георгий Писида, воспевший поход императора Гераклия против персов; его обширное наследие отличается большим разнообразием тем и поэтических форм. Следует упомянуть также Касию, единственную выдающуюся поэтессу в истории византийской литературы; Константина Родосского и Иоанна Кириота (10 в.); Теодора Продрома (12 в.), автора стихотворного романа Роданфа и Досикл и известного также юмористическими зарисовками жалкого удела поэта, женатого человека, ученого; Мануила Фила (14 в.), оставившего ряд ямбических диалогов. Представляет интерес составленная женой Феодосия II императрицей Феодосией (ок. 401 - ок. 460) компиляция гомеровских стихов, подобранных так, что лишь с небольшими изменениями отдельных слов они образуют пространное рассуждение о христианской Троице. Жанр стихотворного любовного романа был представлен в Византии главным образом подражаниями западным образцам, но возникло и несколько самостоятельных поэм такого рода, в частности Дигенис Акрит (10 в.).

Художественная проза. Светской драмы в Византии не существовало. В ходу были лишь мимы, сатирические сценки и т.п., от которых практически ничего не сохранилось. Не был распространен и прозаический роман; единственное исключение - Варлаам и Иоасаф, повесть 7 в., которая изображает в христианизированной форме жизнь Будды и включает Апологию писателя 2 в. Аристида. Но агиографы в жизнеописаниях святых создали литературный жанр, близкий к художественной прозе, хотя многие из этих памятников служат важными историческими источниками, например знаменитая Жизнь св. Антония, приписываемая Афанасию, выдающемуся александрийскому теологу 4 в., одному из главных защитников Никейского символа веры (325).

Теология и другие области литературы. В отличие от греческих писателей классического периода, византийские авторы обычно не ограничивались одним литературным жанром. Например, Максим Плануд (ок. 1260 - ок. 1330) оставил грамматику, письма, научные трктаты и теологические работы, антологии классических текстов и переводы с латыни. Помимо упомянутых выше, важнейшими авторами теологических сочинений были Иоанн Златоуст (ум. 407), епископ Константинопольский, человек пламенной веры, не боявшийся открыто осуждать членов императорской семьи; Василий Кесарийский (4 в.), автор знаменитого монастырского устава, сформулировавший, вместе со своим братом Григорием Нисским и другом Григорием Назианзином, православное учение о Троице; Кирилл Александрийский, один из самых авторитетных учителей церкви; император Юстиниан I (483-565), создатель Корпуса гражданского права, который до сих пор составляет основу правовых систем континентальной Западной Европы, Южной Америки и американского штата Луизиана; в историю христианства он вошел благодаря тому, что на II Константинопольском соборе 553 добился принятия христологии Кирилла; Максим Исповедник (7 в.), защитник православия и важная фигура в истории мистицизма; Феодор Студит (759-826), противник иконоборчества; Иоанн Дамаскин (ум. 754), автор гимнов, богословской энциклопедии и сочинений в защиту икон; Григорий Палама, важнейший представитель религиозного движения 14 в., называемого исихазмом; и главный противник последнего - Никифор Григора, один из самых влиятельных людей своего времени, поэт, теолог, философ и автор сочинений по астрономии, истории, риторике и грамматике.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.