ИСЛАМ Второе из двух основных направлений в исламе - шиизм. Шииты (от араб. "ши'а", полностью "ши'ат 'Али" - "приверженцы Али") появились на заре исламской истории. Представители этого течения считали Али, зятя Мухаммеда, своим духовным вождем и в династических войнах поддерживали его потомков, полагая, что их осеняет божественная благодать. Рассматривая суннитских халифов как узурпаторов политической и религиозной власти, они считали, что шиитские имамы призваны восстановить истинное учение и этические нормы первоначального ислама. Число их духовных вождей, потомков Али, равняется двенадцати (у шиитов-имамитов, или двенадцатеричников). Последний из них, Мухаммед, "исчез" примерно в 873 в мечети в Самарре; ожидается, что он появится вновь, станет богоизбранным вождем, мессией (махди) и очистит ислам от искажений. Учение о "скрытых имамах" является ключевой частью шиитской доктрины, отличающей ее от суннитского учения.
Шиизм распространился во многих странах и дал начало множеству сект. "Двенадцатеричники", или исна-ашариты признают имамат двенадцати потомков Али. "Семеричники", или исмаилиты, полагают, что имамат правильно передавался только до седьмого имама. В дальнейшем исмаилитские правители действовали и разворачивали свой "призыв" (араб. "да'ва") от имени скрытого имама. В настоящее время исмаилиты активны во многих странах, в том числе в Таджикистане. Их всемирным главой является Ага-Хан IV.
К числу исмаилитов принадлежали карматы, названные так, возможно, по имени руководителя секты Хамдана Кармата. Они основывали свою идеологию на принципах социальной справедливости, считали, что общество должно владеть основными средствами производства. Государство карматов просуществовало на Бахрейне с конца 9 по 11 в. В Ираке и Сирии карматы подняли восстания, которые были с трудом подавлены. Известностью пользуется факт захвата ими Мекки, когда был увезен Черный камень, впоследствии возвращенный на свое место в Каабе. Карматы враждовали с другой исмаилитской династией - Фатимидами, основавшими собственный халифат в Египте.
Замкнутая секта нусайритов, или алавитов (от имени Али) исповедует исмаилитское учение, в котором имеются элементы гностицизма, христианства и астральных культов. В настоящее время нусайриты распространены в Сирии, Северном Ливане и Турции. Они относятся к числу т.н. крайних шиитов. К последним принадлежат также друзы (по имени основателя секты ад-Дарази, ум. ок. 1019), проживающие в основном в Ливане, учение которых выделилось из исмаилитской доктрины в результате обожествления фатимидского имама аль-Хакима (правил 996-1021) и в дальнейшем развивалось самостоятельно. В европейских странах известны ассасины (искаженное араб. "хашишиййун" "употребляющие гашиш"), как, вероятно, именовали исмаилитов, занимавшихся террором в период острой политической борьбы 12-13 вв.
Ранние исламские секты и течения. В 657 возникла секста хариджитов (от араб. "хаваридж" - "вышедшие"). Так называли мусульман, не согласившихся на решение тяжбы о власти между Али и Абу Талибом на третейском суде и выступивших против обоих. В дальнейшем название распространили также на всех, кто боролся против считавшихся законными мусульманских правителей. Хариджиты выступали за выборность халифа его общиной и против наследования власти, не соглашаясь в этом вопросе ни с суннитами, ни с шиитами. Другим принципом было твердое следование Корану и сунне. Хариджиты разделились на секты (до 20), а в дальнейшем были почти полностью истреблены. К числу умеренных хариджитов принадлежат ибадиты (или абадиты), названные так по имени своего предводителя Абдаллы бен Ибада (или Абада). Ибадиты вели активную пропаганду и в 8 в. подняли восстание в Южной Аравии. В Омане до конца 9 в. существовало независимое государство ибадитов. Ибадиты имели успех в Восточной и особенно Северной Африке, где некоторое время существовал независимый халифат. До настоящего времени в этих районах сохранились ибадитские общины. См. также АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КОРАН; МУСУЛЬМАНЕ; МУХАММЕД.