Остров Кипр необычайно богат памятниками древности, крупнейшие коллекции которых находятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, на Кипре и в Стокгольмском музее, менее значительные - во многих других музеях мира.
Кипр обычно называют мостом между Востоком и Западом, поскольку многие произведения кипрского искусства отражают стили и техники, более известные в Малой Азии, Сирии и Финикии (и даже в Ассирии и Египте), чем в Греции.
Скульптура. В античности Кипр славился не скульптурой, а ткачеством и прекрасной работой по металлу. Примечательно, что мастер бронзового литья Стиппакс - единственный местный скульптор, упоминаемый в античной литературе.
Несмотря на то, что на Кипре имелся хороший мрамор, местные скульпторы предпочитали известняк, более податливый, хотя и не столь подходящий для тонкой моделировки. Два ранних образца кипрской каменной скульптуры представляют собой саркофаги из Аматуса и Голгов. Саркофаг из Аматуса (ок. 550-500 до н.э.) иллюстрирует развитие стиля, который отличается смешением мотивов восточного орнамента и фигур, характерных для искусства греческой архаики. Саркофаг из Голгов (ок. 500-450 до н.э., период сильного влиятия материковой Греции) по своим достоинствам может конкурировать с работой греческого мастера. Хорошо известна также женская голова из Арсоса (4 в. до н.э.).
Терракоты. Производство глиняных статуй и статуэток для погребений и вотивных пожертвований достигло на Кипре удивительно высокого уровня. Большие и малые, вылепленные вручную фигурки изготавливались с 8 в. до н.э. почти до римского времени, и находки в Айия Ирини, сельском святилище, которое посещалось особенно часто в 7-6 вв. до н.э., демонстрируют большое количество и разнообразие этих фигур. Статуэтки 7 и 6 вв. до н.э., вылепленные наподобие "снеговика", часто чрезвычайно индивидуальны и экспрессивны. Использовались также и матрицы - со времени их внедрения в терракотовое производство, - но многие из них были привозными, и поэтому формованные фигуры не обладают столь выраженными кипрскими чертами, как лепные. Особый способ, характерный для Куриона и продолжавший бытовать в эллинистическую эпоху, состоял в присоединении к туловищу "снеговика" лица, выполненного методом формовки.
Керамика. В эпоху ранней бронзы (ок. 2700-2100 до н.э.) местные гончары проявили огромную изобретательность в преобразовании бутылевидных сосудов в сложносоставные вазы, иногда совершенно фантастической конструкции. В эпоху поздней бронзы в употреблении была глиняная посуда, выполненная в микенском стиле, и это породило длительную дискуссию о том, была ли эта керамика частично изготовлена на Кипре микенскими поселенцами или импортировалась из западных микенских центров. В эпоху архаики (ок. 700-575 до н.э.) Кипр производил замечательные горшки, покрытые рядами и вереницами концентрических кругов, и необычные вазы, на которых художник смело помещал одну-единственную фигуру на пустом фоне. В наши дни все еще ценится керамика из Лапитоса за ее прекрасную темно-зеленую глазурь, напоминающую византийскую.
Металлические изделия и монеты. Поскольку Кипр был важным центром добычи меди в Средиземноморье, искусство обработки металла здесь рано достигло высокого уровня. Целый ряд бронзовых треножников и конструктивно сходных подставок, украшенных фризами бегущих животных и геометрическими рисунками, считают сделанными на Кипре и датируют их периодами от раннемикенского до геометрического (ок. 1200-700 до н.э.). Гомер наделяет Агамемнона панцирем кипрской работы, да и другие литературные источники свидетельствуют о том, что кипрское вооружение высоко ценилось в античном мире.
Монеты, выпущенные некоторыми правителями Кипра, стоят на уровне лучших образцов древнегреческой нумизматики. Часто приводят в пример монету царя Саламина Эвагора (начало 4 в. до н.э.) с прекрасным изображением головы Геракла.
Ткачество и вышивка. Согласно одному античному автору, мастера из Саламина на Кипре были величайшими мастерами художественного ткачества. Образцов материи не сохранилось, но расписные узоры на терракотовых фигурках явно воспроизводят искусно прорисованные и красочные тканые мотивы. Изящно украшенные вышивки все еще выделывают в Левкаре на юге Кипра.
Архитектура. Вслед за круглыми домами неолитического времени начиная с эпохи бронзового века храмы, дворцы и общественные здания имели трехчастную планировку: большая центральная комната с двумя меньшими помещениями по бокам. Такой план был, вероятно, заимствован из Анатолии. В течение 5 в. до н.э. трехчастную планировку до некоторой степени вытеснил ввезенный из материковой Греции мегарон с небольшим вестибюлем, ведущим в длинную узкую главную комнату. Некоторые сведения имеются у нас и о кипрских капителях колонн. Ранней формой капители был т.н. эолийский тип с двумя волютами, вертикально исходящими из основания капители.
Раннехристианский и византийский периоды. На Кипре сохранилось множество византийских часовен, церквей и монастырей, частью действующих и сегодня, однако большинство из них сильно перестроены. Раскопки в Курионе выявили базилику и дворец с прекрасными мозаиками 4 в., а в Айос Филон обнаружены церковь и баптистерий, датируемые предположительно 5 в.
Средневековый период. Кипр богат руинами эпохи крестоносцев. Крестоносцы и их преемники, владевшие островом, возводили здесь замки, соборы и другие сооружения в готическом стиле. Наиболее значительные сооружения: замок св. Илариона, замки в Буффавенто, Кирении, Кантаре, Пафосе, Фамагусте и Лимасоле, поместье в Колосси, аббатство Беллапаис и соборы в Фамагусте и Никосии.