безошибочность в вопросах вероучения. Православные церкви приписывают непогрешимость Библии и постановлениям первых семи вселенских соборов. Протестанты в 16 в. признавали непогрешимость одного лишь Писания; однако начиная с 19 в. многие протестантские теологи отрицают и эту непогрешимость.
В соответствии с учением Римско-католической церкви, непогрешимостью обладает все Священное Писание, а также живое учительство церкви, если соблюдаются следующие условия: догмат выдвигается как возвещенная Богом через Христа истина, которая должна быть донесена его церковью до всех христиан; он выдвигается "дефинитивно", т.е. в качестве догматического определения, устанавливающего навеки истинность и факт богооткровенности данной доктрины; он должен исходить от всех епископов (т.е. выдвигаться на вселенском соборе или составлять часть учения, принимаемого и проповедуемого всеми католическими епископами мира) или от папы Римского, опирающегося на свой авторитет главы Римско-католической церкви. Догмат о непогрешимости папы в делах веры был провозглашен I Ватиканским собором (1869-1870). Католическая церковь учит, что ее непогрешимость распространяется также на область того, что не возвещено в Божественном Откровении, но имеет существенное значение для сохранения и защиты христианской веры и практики.
Согласно католическому учению, притязания на непогрешимость церкви опираются на обетования самого Христа, возвестившего, что особая божественная помощь и благодать всегда пребудет с его церковью. Примеры таких обетований можно обнаружить, в частности, у Иоанна (Ин 14:16-17; 16:12-15) и у Матфея (Мф 28:18-20; 16:18-19). См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ПЕРВЫЙ; ПАПСТВО.