(205-270), философ и педагог. Родился в Египте, учился философии в Александрии у Аммония Саккаса. Желая ознакомиться с восточными учениями, при императоре Гордиане III принял участие в походе против персов (242-243), что едва не стоило ему жизни. После этого Плотин поселился в Риме, где и прожил всю оставшуюся жизнь, перебравшись, будучи уже при смерти, в Кампанию. Плотин основал в Риме философскую школу (знаменитый Порфирий - один из ее воспитанников) и создал в процессе преподавания отличающееся полнотой и законченностью философское учение, известное как неоплатонизм. Большую систематичность мы обнаруживаем в античности только в трактатах аристотелевского корпуса. Труды Плотина (все они писались после 253) были изданы Порфирием в виде 54 трактатов, разделенных на 6 книг (Эннеад, греч. "девяток") по 9 трактатов в каждой. 1-я Эннеада посвящена главным образом этике и эстетике, во 2-й и 3-й рассматриваются физика и космология, в 4-й - психология, в 5-й и 6-й - метафизика, логика и теория познания.
Человек и Вселенная представляются Плотину во многом подобными друг другу. Человек, утверждает Плотин, - это не материальная сумма движений атомов, но душа. Точно так же и лишенные души вещи не являются случайными соединениями: существует Мировая Душа, и точные соотношения, наблюдаемые нами в вещах, являются свидетельством наличия направляющего Ума. С такой точки зрения человек не есть растительная душа; правильнее будет сказать, что он - душа ощущающая, а главное, помнящая и воображающая. Именно память и воображение Плотин анализирует особенно тщательно. Когда человек пользуется этими способностями, он соприкасается с умом и, можно даже сказать, сам делается умом. Подобно тому, как поверх души человека располагается его ум, над Мировой Душой находится божественный Ум, аналогичный платоновскому миру идей. Вещи чувственного мира - лишь отражения этих идей.
Однако первопринципом для Плотина не является и божественный Ум, потому что в нем имеется двойственность и раздельность: одна идея отлична от другой, и познающий субъект отличается от познаваемого объекта. Для полного объяснения необходим всецело единый принцип, и потому выше Ума помещается Единое, Простота, столь же беспримесная, как Бытие Парменида. Поскольку Единое выше всякой двойственности, а язык и знание предполагают раздельность, Единое нельзя ни описать, ни познать. Соприкоснуться с ним можно лишь посредством мистических проникновений и несказанного опыта. В процессе нравственного очищения человек способен осуществить переход от чувственной души или материального мира к частному уму, потом к божественному Уму и, наконец, к Единому. См. также НЕОПЛАТОНИЗМ.