(Strauss, Richard) (1864-1949), немецкий композитор. Родился в Мюнхене 11 июня 1864 в семье валторниста придворного оркестра. Штраусу исполнилось всего двадцать лет, когда его Первая симфония фа минор (ор. 12) была сыграна в Нью-Йорке. Ранние сочинения Штрауса традиционны по стилю и выдержаны в строгих классических формах, но в 1885-1886 его композиторский стиль пережил столь радикальную эволюцию, что в течение двух десятилетий (1890-е и 1900-е годы) Штраус и К.Дебюсси (1862-1918) считались самыми передовыми представителями новых течений, в том числе программной музыки.
Штраус сделал также успешную дирижерскую карьеру. Он много гастролировал, совмещая концертную деятельность с работой в Королевской опере в Берлине (1898-1918) и Венской опере, которой Штраус руководил вместе с Ф.Шальком с 1919 по 1924. В ноябре 1933 Штраус, который находился на пенсии, был вызван в Берлин и назначен президентом Имперской музыкальной палаты (исполнял эту должность до июня 1935). Ходили слухи, что его отношения с национал-социалистами становились все более прохладными, но все-таки партия заказала ему в 1941 Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan, ор. 84). Умер Штраус в Гармиш-Партенкирхене 8 сентября 1949.
Хотя Штраус сочинял почти во всех основных жанрах, главные его достижения связаны с песнями, симфоническими поэмами и операми. Количественно преобладают песни, часто объединенные в циклы или опусы, с фортепианным или оркестровым аккомпанементом (опубликовано свыше 30 опусов). Ранние песни, такие как Посвящение (Zueignung), Тайное приглашение (Heimliche Aufforderung) и Утро (Morgen) из ор. 27, Сон в сумерках (Traum durch die Dmmerung) из ор. 29, выдержаны в лучших традициях немецкого романса (Lied).
Симфоническая поэма Из Италии (Aus Italien, ор. 16) появилась в период перехода композитора от классического стиля к новому. Дон Жуан (Don Juan, ор. 20) принес Штраусу первый большой успех в симфоническом жанре, а Озорные проделки Тиля Уленшпигеля (Till Eulenspiegels lustige Streiche, ор. 28, 1895) - до сих пор одна из часто исполняемых поэм композитора. Макбет (Macbeth, ор. 23, 1890) исполняется ныне значительно реже, но острый драматизм Смерти и просветления (Tod und Verklrung, ор. 24, 1891) обеспечивает сочинению почетное место в репертуаре многих оркестров. Более поздние симфонические поэмы - Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, ор. 30, 1896), Дон Кихот (Don Quichote, ор. 35, 1897), Жизнь героя (Ein Heldenleben, ор. 40, 1898), Домашняя симфония (Sinfonia domestica, ор. 53, 1904) и Альпийская симфония (Alpensinfonie, ор. 64, 1915) - в свое время вызвали споры; ныне большинство из них вошло в мировой оркестровый репертуар.
Имея под рукой хороший литературный источник, Штраус умел выстроить эффектную драматургию. Это обусловило его постоянное тяготение к опере, и три-четыре из его опер несомненно относятся к лучшему из созданного в этом жанре в 20 в. Первые оперы Штрауса - Гунтрам (Guntram, 1894) и Пожар (Feuersnot, 1901) - были сочтены слишком вагнерианскими, слишком запутанными и мрачными, но последовавшая за ними Саломея (Salome, 1905) завоевала весь мир. В Электре (Elektra, 1909) он попытался достичь еще более сильной, жестокой экспрессии. Внезапный поворот от экспрессионизма к иному стилю произошел в Кавалере розы (Der Rosenkavalier, 1911) с его прелестными вальсами и гениальной мудростью. Большинство критиков единодушно признают эту оперу главным шедевром Штрауса. Вторая редакция Ариадны на Наксосе (Ariadne auf Naxos), появившаяся в 1916 (первая редакция - 1912), завоевала широкое признание после постановки в 1947. Среди многочисленных поздних опер Штрауса: Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, 1919), Интермеццо (Intermezzo, 1925), Елена Египетская (Die gyptische Helena, 1928), Арабелла (Arabella, 1933), Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau, 1935), День мира (Der Friedenstag, 1938), Дафна (Daphne, 1938), Любовь Данаи (Die Liebe der Danae, 1940) и Каприччио (Capriccio, 1942).