(Simon, Claude) (р. 1913), французский романист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1985. Родился 19 октября 1913 в Таннариве на Мадагаскаре. Во время Гражданской войны в Испании добровольцем служил в артиллерии республиканцев, воспоминаниям об этом опыте отдал насмешливую дань в романе Дворец (La Palace, 1962). Мобилизованный в начале Второй мировой войны, был свидетелем разгрома французской армии в сражении на Мезе в мае 1940, попал в плен - все эти события послужили материалом для Дорог Фландрии (La Route des Flandres, 1960). Хотя в его творчестве наблюдается значительная эволюция стилистических и композиционных решений, книги Симона неизменно остаются тесно соотнесенными с миром живописи и коллажа.
Уже с первых его романов очевидны некоторые устойчивые особенности стиля, композиции и тематики: отказ от традиционной хронологической последовательности рассказа, использование многих точек зрения, отступления от основной повествовательной линии, доминирующая роль памяти, обезоруживающая роль случая. Свидетельства сформировавшейся писательской манеры Симона - романы Ветер (Le Vent, 1957) и Трава (Le Herbe, 1958). В них единое авторское сознание безуспешно пытается придать упорядоченность и некий смысл цепочке давних событий, воспоминаний, несовместимых восприятий.
Дороги Фландрии и История (Histoire, 1967) - два самых известных романа Симона; между ними немало общего, в особенности характер и роль сознания повествователя, который, размышляя о событиях прошлого, все время корректирует собственные впечатления. Битва при Фарсалии (La Bataille de Pharsale, 1969) и Тела-проводники (Les Corps conducteurs, 1971) обозначили поворотный пункт в творчестве Симона, сосредоточившегося на самом материале писательства, на порождающей способности слова, образа, литературного знака, на текстуальном производстве и воспроизводстве смысла. Сам язык становится для повествования источником познания и открытий. В текст вводятся фрагменты из более ранних книг Симона и заимствования из других авторов. Симон использует и изобразительные возможности кине-матографа, живописи, почтовых открыток, фотографии.
В Георгиках (Les Georgiques, 1989) Симон вновь затронул темы 1960-х годов - повторяемость истории, цикличный характер смерти, разложения и нового рождения, отказ от иерархии и абсолютов. Вместе с тем он попрежнему поглощен постмодернисткими пристрастиями к конструированию и деконструкции смысла посредством языка и к неупрощенному разграничению литературы, истории и повседневной реальности.