СУДАН: НАСЕЛЕНИЕ Хотя все арабские переселенцы были мусульманами, насаждение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских миссионеров и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были членами религиозных орденов (тарика), и суданский вариант ислама характеризовался преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическому образу жизни. В начале 19 в. сформировалось новое религиозное направление Хатмийя, в котором до сих пор сохраняется влияние потомков его основателя Миргани. В период турецко-египетского правления в 19 в. усилились контакты между суданским и более ортодоксальным и утонченным египетским исламом. В 1881 началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмеда, который объявил себя махди (мессией, возвещающим о скором пришествии пророка) и призвал к борьбе за восстановление истинного ислама. Его последователи стали называться ансарами (по названию созданного ими дервишского ордена). В сегодняшнем Судане именно Ансар и Хатмийя являются самыми влиятельными религиозными сектами, Ансар преобладает в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила, Хатмийя - на севере и востоке страны. Как правило, обе секты играют важную роль в политической жизни Судана.
Приход арабов постепенно свел на нет влияние христианства, религии средневековой Нубии, государства в долине Нила. В 19 в. на территории Судана еще действовали несколько католических миссий, которые без особого успеха вели религиозную пропаганду среди языческого населения. В период англо-египетского кондоминиума (1899-1955) в соответствии с распоряжениями английской администрации деятельность христианских религиозных миссий разрешалась лишь в южной части страны, и католические и протестантские миссионеры действовали в строго определенных районах. В 1964 правительство Судана выдворило из страны всех иностранных миссионеров. Хотя такое решение таило серьезную угрозу для жизнедеятельности местных христианских церквей, поскольку затрудняло приезд новых священнослужителей и придавало новый импульс для исламизации южных областей, к этому времени христианство на юге пустило уже столь глубокие корни, что это позволило ему не только выжить, но и укрепиться при поддержке местных властей.