(Wilde, Oscar) (1854-1900), также Уайльд, ирландский писатель, автор самых блестящих комедий и эссе на английском языке. Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайлд родился в Дублине 18 октября 1854. В 17 лет поступил в дублинский Тринити-колледж; впоследствии, также стипендиатом, определился в Модлин-колледж Оксфордского университета, где проучился четыре года. Тогда же пережил сильное увлечение идеями Д.Рескина и У.Патера. В 1878 переехал в Лондон.
В 1881 издал Стихотворения (Poems), навеянные поэзией Д.Китса и А.Суинберна, и написал мелодраму Вера, или Нигилисты (Vera, or nihilists). Растратив небольшое наследство, оставленное отцом, остро нуждающийся в деньгах Уайлд принял предложение выступить с лекциями в США: там безумный успех оперы У.Гилберта и А.Салливена Терпение, где под именем поэта Банторна выведен Уайлд, сулил популярность Великому Эстету. Гонораров от лекций хватило на жизнь в Париже, где он написал стихотворную трагедию Герцогиня Падуанская (The Duchess of Padua, 1883). После лекционного турне по Великобритании Уайлд женился на ирландке Констанс Ллойд, редактировал журнал "Женский мир" и писал эссе, которые издавал в сборнике Замыслы (Intentions, 1891). Тогда же написаны два тома сказок, Счастливый принц (The Happy Prince, 1888) и Гранатовый домик (A House of Pomegranates, 1891) и сборник рассказов Преступление лорда Артура Сэвила (Lord Arthur's Savile's Crime, 1891). По заказу американского издателя Уайлд пишет вызвавший горячие споры роман Портрет Дориана Грея (The Picture of Dorian Gray, 1890), а появившееся на следующий год эссе Душа человека при социализме (The Soul of Man Under Socialism) шокировало аристократов, в чьих домах писатель был желанным гостем.
Несравненный дар остроумнейшего человека своего времени Уайлд явил в пестрящей остротами комедии Веер леди Уиндермир (Lady Windermere's Fan, 1892), имевшей большой успех. Следующую пьесу Уайлда, написанную на французском языке Саломею (Salom, 1893), собиралась ставить в Лондоне Сара Бернар, но вмешалась цензура, запретившая постановку на том основании, что герои пьесы - библейские персонажи. Уайлд пригрозил отказаться от британского подданства и изменил свое решение только после ошеломляющего успеха своей второй комедии под названием Женщина, не стоящая внимания (A Woman of No Importance, 1893) в постановке Г.Бирбома Три.
Поставленная в первую неделю 1895 третья пьеса Уайлда на современную тему, Идеальный муж (An Ideal Husband), также имела большой успех. Шесть недель спустя последовала постановка Как важно быть серьезным (The Importance of Being Earnest). Эта пьеса принесла бы автору огромный коммерческий успех, не подай он опрометчиво в суд на маркиза Квинсберри, обвинив его в клевете: маркиз, взбешенный влиянием Уайлда на его сына, лорда Альфреда Дугласа, оставил в клубе драматурга свою визитную карточку с припиской, содержащей предположение, что Уайлд - гомосексуалист. Быстро нашлись свидетели и лжесвидетели. Иск Уайлда признали несостоятельным, а самого писателя арестовали, дважды судили, признали виновным и приговорили к двум годам исправительно-трудовых работ.
Уайлда освободили в 1897. Некоторое время он жил на вилле Бурже в Берневале, близ Дьепа, где написал свое последнее произведение, Балладу Редингской тюрьмы (The Ballad of Reading Gaol, 1898). Еще в тюрьме он написал прозаическую апологию De Profundis (опубл. посмертно в 1905). Умер Уайлд в Париже 30 ноября 1900.
В наши дни Оскара Уайлда вспоминают прежде всего как уникальную личность, выдающегося мастера парадокса. Из произведений Уайлда в мировой литературе останутся три диалога Замыслов, где великолепно, пусть и несколько претенциозно, изложено авторское кредо; Душа человека.., одно из самых замечательных эссе на английском языке, в котором сейчас видят манифест индивидуализма; и Как важно быть серьезным, поразительный пример сатирического "нонсенса", ярчайший образец его творчества.