убеждение в возможности спасения всех людей. Учение прослеживается на протяжении всей истории христианства, но наиболее ярко оно сформулировано христианским богословом Оригеном (3 в.).
Как организованное течение универсализм возник в Северной Америке в эпоху Просвещения. Распространению универсалистских взглядов способствовал доктор Джордж де Бенвиль, потомок французских гугенотов, переселившийся в 1741 в Пенсильванию. Джон Меррей (1741-1815), прибывший из Англии в 1770, также широко проповедовал эту веру и в 1779 основал первую универсалистскую церковь в Глостере (шт. Массачусетс). Позже он стал священником в универсалистской общине в Бостоне. В универсалистскую церковь перешло много баптистов, в том числе проповедники Э.Уинчестер (1751-1797), который странствовал по США и Канаде, и К.Рич из Новой Англии.
Хотя новое объединение было основано кальвинистами и тринитариями, оно восприняло унитарианские взгляды под влиянием Х.Баллоу (1771-1852) и его Трактата об искуплении (1805). Проникшись идеями деизма, Баллоу настаивал на использовании разума в делах религии. Он учил, что жертвенную смерть Христа следует понимать как проявление любви Бога к человечеству. Он придерживался также убеждения, что грех наказывается в этой жизни и что преображенная любовью Бога душа после смерти возносится прямо на небеса. Баллоу занимал ключевые позиции в объединении в ходе своего священнического служения в Бостоне (1817-1852).
Универсалисты одними из первых стали применять религиозные принципы к решению социальных проблем. Большой интерес универсалистов к делам образования проявился в основании нескольких американских колледжей. Наиболее известные из них - университет Тафта в Медфорде (шт. Массачусетс, 1852) и университет св. Лаврентия в Кантоне (шт. Нью-Йорк, 1856).
В 1961 Универсалистская церковь в Америке и Американская унитарианская ассоциация были объединены в Унитарианско-Универсалистскую ассоциацию, национальное управление которой находится в Бостоне (шт. Массачусетс).