(1877-1954), русский философ. Родился в Москве 3 октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 - профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 - один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь". В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955). Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954.
Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал "иррациональные" элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. "Тема метафизики - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции". Интуиция оказывается своего рода "прорывом" к абсолютному, которое "не дано в понятиях". Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что "мы окружены непознаваемым и недоказуемым", что "иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду". В то же время для Вышеславцева "иррациональное" отнюдь не противостоит разуму, а, напротив, является "основой" разумности в мире и в человеке: "Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание". В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка метафизике всеединства (особенно учению о "непостижимом" С.Л.Франка).
В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики ("этики закона"), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о "бессознательном". Кантианский долг апеллирует исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой "новой", творческой этики, по Вышеславцеву, должна стать "преображающая сила воображения". Психоаналитическая "сублимация", в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс духовного преображения и "обожения" личности. Новая этика, "преодолевающая морализм", соединяет эти две традиции и оказывается способной "преображать и сублимировать". Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания "сублимации" является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической "вертикали": нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в "плоскостно"-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает вполне "технологический" смысл в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический смысл "бессознательного" и, одновременно, признавали человеческую свободу (свободу "произвола", "абсолютного выбора"), Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева обращение к бессознательному - это движение к Абсолюту, к "очевидности иррациональной глубины бытия". Без такой "возвышающей" цели человек оказывается "закованным в самом себе", "пойманным в заколдованном кругу самосознания". В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как "свободная зависимость".