ЯНМЕНХАКПХА


Значение ЯНМЕНХАКПХА в английском языке

Школа последователей Ван Янмина в Корее. В отличие от Китая, где в 1584 янминизм был включен в официальную идеологию, в феодальной Корее он всегда рассматривался как оппозиционный и еретический по отношению к ортодоксальному чжусианству. Последователь Ван Янмина военный вице-министр Сун Ифан (1530-1606), который командовал китайским войском на стороне Корее в войне с Японией (1592-1598), в 1593 впервые ознакомил высшие круги корейской интеллигенции с идеями янминизма. Их официальное признание по китайскому образцу пропагандировал в 1598-1600 китайский посланник в Корее Вань Шидэ. В это время начала формироваться, действовавшая порой нелегально, янменхакпха. У ее истоков стояли члены королевского рода Ли Ё, Чан Ю (Кегок, 1647-1698), Чхве Мёнкиль (Чичон), Ли Чхунъик, а главным представителем стал Чон Чхеду (1649-1736).

Последний распространял свое учение в политической группе сорон, к которой принадлежал Ким Тхэкъён и член королевского рода Ли Кончхан, сделавший территориальным центром янменхакпхи остров Канхва, где элементы янминизма в религиозной оболочке сохранялись до наших дней.

В другой политической группе - намин также были сторонники янменхакпхи, например, Квон Чольсин (1738-1801), принявший католичество. Богоискательские тенденции янменхакпхи достигли своего апогея в реформаторской идеологии Пак Ынсика.

В 20 в. наиболее активным продолжателем янменхакпхи стал известный ученый и потомок Чон Чхеду, Чон Инпо (р. 1892).

Не внося почти никаких теоретических новшеств в учение Ван Янмина, представители янменхакпхи акцентировали его практические характеристики: простоту, действенность, демократичность, антисхоластическую направленность, проповедь личной ответственности и индивидуальной активности. Некоторым поздним сторонникам янменхакпхи в этом виделось сходство с христианством и буддизмом, предполагающее возможность достижения аналогичных социо-культурных результатов и международной популярности.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.