ЧЖИ


Значение ЧЖИ в английском языке

"Знание - действие". ТЕРМИНологИЧеСкАЯ оппозИциЯ, вЫражАЮЩаЯ сООтНОШениЕ двУХ спецИфИчеСких кАТЕгОРИй киТаЙсКой ФиЛоСОфИИ: чЖИ2 - " ЗнаНИЕ" ("сОзнАниЕ", "ПОЗнАНие", "рАЗуМнОСТЬ", "МудроСтЬ", "ПоНИМанИЕ", "видеНиЕ") и СиН3 - " ДеЙСТВИЕ" ("ДеЯтеЛьнОСТь", "аКТиВносТь", "поступок", "оСущеСТвлЯТЬ", "ИДТИ").

ЧжИ2 кАК ФиЛОсоФсКАя КАтЕГОРИЯ подрАзУмевает, с одноЙ стороНЫ, чисТЫЕ формы ПознАНИя, с дрУгОй - ЦЕлесоОбраЗНЫЕ сознАтельные ДейсТВиЯ, пРаКТиЧеСКИй ОПыт (ср. "вЕДаТЬ ЧЕм-лиБО", "ОТВЕдАть", "изВЕДАТь"). пРАкСиОЛоГИЧескОЕ истолкоВаНие "ЗнАНИЯ" ВЫРажЕно УЖЕ В луНь Юе (5 В. дО н.Э.): "СлужИть долЖнОй СпРАведлИвоСти (И1) ... почитАЯ ДУХОВ и Навей, дерЖаТься ПодАлЬше от нИХ - мОжнО НАЗВАТь ЗНанИЕМ"; "ЗнАющИй ДеЙСтвЕнНО-ПодВиЖЕн" (ДУН, см. дУН - ЦЗИН); "ЗнанИе" - это "зНАниЕ людЕй", пОЗВОляющеЕ привоДИТь их К ПоВИновеНию.

пРеДСтаВЛенИЕ о "деЯТеЛьнОм" хАРакТерЕ ЗнАНиЯ ОтражАюТ нЕОКОНфУциаНсКие трАКтовКи ТЕЗИсА да сЮэ (4-2 ВВ. дО Н.э.): "дОвеДЕНие ЗнАниЯ До кОнЦА (чЖи чжИ) соСтОит В вывЕРеНИи веЩеЙ (Гэ у)", гДЕ "ЧжИ чжИ" И "Гэ У" - ВзаимООБусЛоВлЕннЫе требОваНия к уПравлЕниЮ ПоДнебеСной. чЖу сИ (12 в.) иНтеРпРЕтИРоВАл "гэ У" кАК "исЧЕрПаниЕ ПрИНциПОв (ЛИ1) ВещеЙ и Дел (шИ у, сМ. у3)", подрАзУМЕВаЯ пОД "ВеЩаМи И делАмИ" пРОблЕмЫ МОрАЛИ, полИтИКИ И т.П.; ВАН ЯнМин (КОнЕЦ 15 - нАЧАло 16 В.) ОпреДелИл "гэ" каК "ИСпрАвляТЬ" (ЧЖэН1), А "У3" - Как "дЕЛА" (шИ3), кОТОрыЕ Могут бЫтЬ "ВЫвЕрЕНы" тОльКО "В собСТвЕННОМ сЕрДцЕ". В ДАосИзМЕ "ЗНАНИе" СоПРЯжЕНО С ДеЯТеЛЬНыМ аспЕктом глАВНыМ оБраЗом ЧеРез ОтРицАтЕлЬнУю СвЯЗЬ: "бЕзДЕйСтвУЯ, знАТь" (даО дЭ ЦзИн, 5-4 ВВ. дО Н.Э.), Где "БЕздейсТВиЕ" (бУ сИн) - сИнОНим "недЕЯНИЯ" (см. У ВЭЙ), Т.Е. ОтСутствИЯ ПРоИЗВоЛьНОй ДеяТЕльнОсти, НЕСОгласнОЙ с мироПОРЯДКом (дао). коНцепцИи "дЕяТЕлЬного" ЗнАНия в КоНфуЦианстВе и "нЕДЕЯТеЛЬноГО" (нО ДЕЙСтВЕнНОГо) в ДаОСИЗме сИНТезирОВаНы В НеоконфуциАнствЕ ЧЕРЕз ОпосРЕдоВАниЕ их уЧенИеМ о вРожДЕНнОМ знанИИ И КОНФУцИанСКИМИ иНтЕРпРЕтАцияМИ ДАоССКих (ГлАвНЫм обРАзом вОсХОДяЩИх к ЧЖУан-цзЫ, 4-3 вВ. ДО Н.э.) взгляДов О вОЗМоЖнОСТИ РАЗвИтия сПоСОБНоСТи к иНтУиТИВноМУ ПоСТИжЕНиЮ исТиНы.

сПеЦИФикА кАТЕГории сИн3 опрЕделЯЕтСя: 1) возМоЖНоСТЬЮ ВЫраженИЯ еЮ не ТОлЬкО фиЗИчеСкоГО, Но и ПсиХИЧЕскОгО дЕЙстВИя-ПроцЕССА (нАпРимеР, любВи и ненавИсти у Ван яНмИНА); 2) ЕЕ кОРРЕлЯЦиЕЙ с ПОНЯТиЯмИ "вЭЙ1" ("ДеЯНие", "делО", "ДЕЙСтвИЕ"), "шИ3" ("дЕлО", "служЕниЕ"), "И1" ("дОлЖНАя СПРАВеДЛивОСТЬ"). пОНЯТие "ВэЙ1" ЯвЛяеТся РодовыМ дЛя "ши3" И Син3. опреДЕлЕНие оБоиХ терминОВ, анаЛоГИчные тРаКТовкИ котоРыХ пРЕДСТАВЛЕнЫ в ЛуНЬ юЕ, ЦзО чжуани, ГУАнЬ-Цзы, мЭн-цЗы и Других пАМЯТНиках 5-3 вВ. ДО Н.э., дАно В сЮНЬ-цзы (4-3 Вв. ДО Н.Э.): "ДеЙсТвОваТЬ (ВЭй1), СВЕрЯЯсь С ПользоЙ/выГоДой - ЭТО наЗыВАЕТСЯ деЛоМ (Ши3); ДЕйствоватЬ, СвеРЯЯсь С должНОй СпРаВедЛивОСТЬю, - ЭтО НАзыВаЕТся ДеЙсТвИЕМ (сИн3)". в ЛунЬ ЮЕ син3 ВЫстУпаеТ КАк ОДиН ИЗ ПРИнциПОВ, нА оСнОВЕ КотОРых "уЧИл" КОНфуЦИй, наРяду С "КуЛЬтуРНОсТЬЮ" (вЭнь), "пРЕданНОсТью" ("ВЕрНОСТью" - ЧЖун2) и "бЛагОнадежностьЮ" (СиНЬ2). ЛегисТы ПротиВоПОсТаВиЛИ конфуЦиАНСКой трАктОвкЕ сИН3 соПРЯжЕНноСТЬ ЭтоГО ПОНяТиЯ с "полЬзОЙ/ВыгоДой": "еСЛИ, ДЕЙСТвуя (СиН3), не ОБогАЩаюТсЯ, то РоЖдАЮТСЯ СМУты" (ШАн цзюнь Шу, 4-3 Вв. До Н.Э.).

сОДерЖаНИЕ и даНногО ТезИСа, И КоНФУцИАнСкоЙ ТРаКтовКИ "дЕЙсТВия" оБУсловлеНО тАкИМ АСПЕКтОМ "сиН3", каК ПРАктичеСкаЯ ЗавЕРшеннОСТь. друГоЙ его АсПЕкТ - ПЛаНОвая разУМНОсТь (СОЗнаТЕльноСть) вытеКаЕт из СЕмАнТичесКогО пОлЯ коРРелятИвНоГО тЕРМИНа "и"1 (пОМИмО "ДОЛЖНаЯ сПрАвЕдЛИвоСтЬ" вКлЮЧАюЩеГО "сМЫсЛ", "ЗнаЧеНиЕ"), что яВлЕнО ПАСсажамИ ЛуНь ЮЯ О нЕПрЕМеННОМ соГЛАсОВаНИи Син3 С "рАзмыШлеНием" (СЫ2), "РасСУжДЕНИЕм" (ЛЮй) И "оБДУМывАНием" (мОУ). ИСходНое знАЧЕниЕ иеРоГЛиФА "СИн3" - "ИДти" и его ФиЛоСоФскиЙ сМысЛ КАК оСущЕствЛенИе ОНтоЛОгичЕСкИ ОбУсЛовлЕнных ЖиЗнЕННых (соЦиальНО-этиЧЕсКиХ) прИнципоВ сЛилисЬ в тЕрмИнОлоГичЕском СлОВосОЧЕТАНИИ "СиН ДАО" ("ИдТИ ПУтЕМ", "ОсуЩесТвЛяТь уЧЕнИе"), ВОСходяЩеМ к Мэн-ЦЗЫ. пРЕДпосыЛкИ эТоГо мЫсЛеОБРаЗа СОдЕРЖаТсЯ также в НаЛиЧиИ у иероГЛИФа "Син3" (В чТеНиИ "Хан") смыСлОВ "РяД", "шЕРЕнГа" и ОБОЗНачЕниИ им клаСсИФикацИи рядОВ, ФаЗ ("ЭЛЕМЕНтов") В СхЕмЕ "ПятИ ЭЛЕМЕнТОВ" (У сИн1), взАИмОДейСтВие кОтоРых ВыСТУпАет ВЫРАженИеМ вАЖНеЙШИх ЗаКонОМеРНостЕЙ МиРОВОго ПроцЕСсА - ДАО.

ПРоБЛема соОТНошЕнИя "знАния" с сОБственнО "деЙСтвИЕм" ИМеЛа трИ оСНОВНых ВАриаНта РешеНИЯ: 1) "ЗнАНие лЕгкО, дЕЙсТвИЕ тРудНо" (ЧжИ и сИН нАнь); 2) "ЗНаНИЕ И дейСтвиЕ сОвПадают В едИнстВЕ" (ЧЖИ СИН ХЭ И); 3) "знАНИЕ трУдНО, дЕЙствИе Легко" (чЖи НАнЬ сИн И). ПеРвый ТеЗис вЫтеКАл иЗ КОнФуЦИАНсКоГо поДхОда К "ЗНанию" как нАБору соЦИалЬНо-эТИЧеСкиХ пРЕдПиСаниЙ, пОЭтоМУ досТиЖЕНИЕ ИСтины поНИмалОСЬ как ГлаВНЫМ ОБразОм НАУчеНиЕ ЕЙ (ср. поЛОжениЕ Ян сюНа, 1 в. ДО н.э - 1 В. н.Э.: "зАниМаТьСЯ иЗучеНием - хУЖе, ЧЕМ заниМаТЬСЯ ПоИСКоМ наСтаВНика", и ШУ цЗиНА, 11-6 Вв. до Н.Э.: "нЕвЕрНО, чТО зНаНИЕ трУднО, трУдно имЕНнО ДЕйСтвИе"). тЕЗис "ЗНАНИЕ лЕГКО, дЕЙСТВИЕ тРУДНо" озНаЧАЛ тАКже, ЧТО "знАнИЕ" прЕДшЕстВуЕТ "ДеЙСтвИЮ" (Ср. СюНь-цзЫ: "УЧеНИе ДОХоДит ДО пРеДЕЛА и ЗАВерШАЕТся В ДЕйСтВИи"). нОРМаТИвНуЮ ФормуЛу их СОотнОшЕНия дАл чжУ сИ (1130-1200): "ЕСлИ ГоВорИть О преДшЕСТвуЮЩеМ И ПослЕдУюЩеМ, То знАНиЕ - эТо пРедшЕСТвуюЩЕЕ. есЛи ГоВоРитЬ о малознаЧиТЕлЬНОм И ВажНом, то ДейсТВиЕ - ЭТо вАЖнОе". ВАн яНмин (1572-1529), аКцеНтИруЯ пОНИМаНиЕ познаВАТелЬНых фУнкцИй КаК ДеЙсТвий, ИЛи "ДВИЖЕНиЙ", И моРАЛьнОе содержАНие ЗнанИЯ, вЫДВиНУЛ полоЖЕНИе о "СоВпАдАющем ЕДинСтВе зНаНИя и ДЕйСтвиЯ" Как с ПСиХОФуНкЦИОнАЛЬНОй, так и С ЭтИчеСкОЙ ТоЧкИ Зрения. вАН ТИнСяН (15 - начАлО 16 В.) пОдВеРГ кРИТИке ВзГлЯДы и Чжу Си, И Ван ЯнМиНА, ВЫдВИнУв теЗиС ОБ "ИстинНом ЗНАнИИ" (чЖэнь чжи), пРи котоРом "ОсуЩЕСтВЛЯется (СИН3) тОЖДЕсТВЕННо ЕгО "ЗНаНИЮ" (ЧжИ). ВАн ЧуаНьшАНЬ (1619-1692), усиЛИв КРИтИку, ОтвЕРг пЕРВичноСТь "знаНиЯ" пО ОтНОШЕНИю к "дЕЙстВиЮ", отМетиВ в ПОслеДнЕМ нАЛИЧиЕ ДВиЖУЩеЙ сИЛЫ стРЕМлЕния К ЗНАНию"; и ХотЯ "знАНиЕ и дЕйствИЕ ПомОГаЮт ДРуг дРУГУ в ПримЕНеНии" (Юн2, СМ. ти - юн), "ДЕйствИе мОЖЕт оХватЫВать ЗнанИЕ, но зНаНие нЕ МожЕт ОХватыВатЬ ДеЙСТВие", Т.е. прАкТИчЕСкОе "дЕЙСтВИе" КАК ОБуСлОвлИвАеТ "зНаНие" ("познАнИЕ"), Так И воплОщает еГо В сЕБЕ. вдОХНовлЕнныЙ УсПеХамИ ЗаПадНОй НаУКИ идеОлог рЕФоРм таНь СЫтун (1805-1898), нАпрОтИВ, СфОРмУлиРовАЛ тезис о пРИорИтетноСТи "зНаНИя": "Я ЦеНЮ зНаНИе И нЕ ценю ДЕЙСтВие; зНАНИЕ - ЭтО деЛО дУхОВНыХ (лиН) ГОрнИх душ-хУНь, деЙСТвИе - эТо дЕЛО ТелЕСНЫх (Ти) Дольних ДУш-пО"; "истИНное знаНИе не МОжет НЕ бытЬ деЙствЕНнЫм". ЧжаН биНлИнЬ (1896-1936) ВНОвь ВЕрнУлСЯ к АНАлОгиИ ДеЙсТвИя, утвЕРжДая, ЧТО "РАзуМ (чЖИ-хуй, см. чЖИ-рАЗуМноСТЬ) чеЛОВечЕСКогО сЕрдЦа РОЖдАеТсЯ В реЗуЛЬтАТЕ сопеРниЧеСтва", А дЛЯ "РаскрытиЯ" НАРОдноГО РАзУмА ТРЕБУеТСя РЕВОлюцИЯ каК ВоПлОЩеНИе нЕОбХоДИМогО ДеЙстВия.

СуНЬ ЯТсеН (1866-1925), СнАЧалА пРинЯв кОнЦепЦИю Ван янмИна, ВпоСлЕДСтвии ВырАБОТАл соБственнуЮ - "дЕЙСТВиЕ ЛЕгко, зНаНиЕ трудНО", ВЫТекАВшУЮ Из ЕГо зНакОмстВа с зАпадноЙ кулЬТУРОй: "ЕСли СМОжем рУКоВОдстВоВатЬСя нАУЧНыМИ прИНцИпаМИ В дОсТИЖЕнИи ИстиНнОгО знанИя, то БыстРое пРеТвОрЕнИе В ЖиЗНь будеТ нетрУдНыМ ДЕЛОм". ТеМ Не меНЕЕ "ДЕйСТВИЕ - преДШеСТвуЮЩеЕ, ЗнАНИЕ - пОследуЮЩее", поСкоЛЬКУ "деЙСтВИе ОПРедеЛяЕТ стрЕМлеНие К знАНию, И коТорое В свОЮ очЕрЕДь ОпрЕДЕляЕТ ОсУЩестВлЕНИе ДейсТвИя". суНЬ ятСЕн вЫДеЛил три фОрмЫ СооТнОшеНИя знаНия и ДейсТвия, рЕаЛИЗОВаВшИЕся на ТрЕх ЭТАПАХ рАзвитиЯ чЕловечЕСТва: "Не знАТЬ и дЕЙствОваТЬ" - ПЕРИОд дВижЕнИя к циВИЛиЗациИ; "ДеЙСТВоВаТь и затеМ знаТЬ" - пЕРиод заРОждЕнИя ЦИвИлИзаЦиИ и Ее перВоНАчАлЬногО РАзвИТиЯ; "зНАть и ЗАТЕМ деЙсТВОвАТЬ" - ПЕрИоД, начаВшиЙСя пОСЛЕ нАУчных ОткрыТИЙ.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.