ВЭЙ-ДЕЯНИЕ


Значение ВЭЙ-ДЕЯНИЕ в английском языке

"Деяние", "свЕРшЕНиЕ", "ОсУЩЕсТВлЕНИе", "УпРАВЛЕние", "ДелаТьСя", "СТаНовиТься", "яВлЯтьСЯ", "БыТь" (ВэЙ1). термИН КИТайСкоЙ ФилОСОфИИ, вырАжАющИй трИ оСнОВнЫХ пОнятиЯ, ПРОиЗвОдНыЕ от ЕГо тРех граммАТИчеСКИХ функцИЙ И обЪЕДИНЕНнЫЕ предсТавЛеНИеМ о ДЕятельНОсТи (прИРоДы иЛи чеЛОВЕка).

1. каК свЯЗка "дЕЛАтЬсЯ", "ЯВляТЬсЯ", "быТЬ " ВЭй1 ОзНачАЕТ ПроЦеСс, РЕЗУлЬтатами КотОрогО являютСя кОнкреТные СОстоянИя. в МО-цзы (ГЛ. 40, опр. 85) ВэЙ1 ОпреДеляетСя КАК "сохранЕНие, ПРЕоДоЛеНие, ОбмЕн, исЧЕЗнОвенИЕ, упРавЛЕнИЕ, пРеВРаЩЕНИе". КАК СЛуЖеБНоЕ СлОВо (" ДЛя, рАди"; СР. руС. "Для, деля" - "ДЕлО", лаТ. cAuSA - "ДЛЯ") вэй1 образуеТ ЭТИЧесКое пОнятиЕ целеВОй ОРИенТации, пРяМАя дЕфиниЦИя коТОРогО тАкЖе СоДЕрЖитСя В МО-цзы (Гл. 40, оПР. 75): "вЭЙ1 - это сТРЕмЛениЕ к ЖЕЛаеМоМУ (ЮЙ) НА осНовЕ ИсЧерПЫВАюЩеГО знаниЯ (чЖИ ЧЖи)". ПО-ВиДимоМу, Моисты (сМ. МоиЗм) ПеРВыми ПРидаЛИ вЭй1 стАТУс сАмОСТОЯтЕЛЬНого ФИЛосОфсКОгО ПОНЯтия, опредеЛив еГо с помОщью трЕх фУНДАМЕНталЬныХ КАТегОРИЙ: "знАнИе" (чжи2), "ВоЛя" (чжИ3) и "деЙсТВие" (СИН3) (мО-ЦзЫ, гл. 40, Опр. 80). дЛя АЛЬТрУИСтическИ НАстрОЕннЫх МоИСТов ВыСшИм ОБЪЕктом ВОЛеВоГо сТРеМЛениЯ вЭЙ1 бЫЛа пОдНЕБЕснАя, А для ЯН чЖУ (4 в. До н.э.?) - сам суБъЕКт (МЭн-цзЫ, IiI Б, 9, ViI А, 26). обоЗНачеНИЕ его КоНЦепЦИи сущЕСТВоВАниЯ "ДлЯ сЕБя", ИлИ "ради сВоеГО я" (вЭЙ вО) сТало СИНониМОм эГоИзМа. В СОвРЕМЕннОй ЛИтеРатурЕ тЕрмин "ВЭЙ во" испОЛьзУеТся ДЛя пЕредаЧи ПоняТИЯ "ВещЬ-длЯ-нАс" (dING-FR-UNs): "Вэй вО чжИ У".

2. В поЛНом ЗНАМЕНАтЕЛьноМ Значении "ДЕянИЕ, свершЕНИе, ОСУщЕсТВление" вЭй1 кАк СвОи подВИды ОхВАтываЕТ: син3 - "ДЕйсТВие", "ПовЕДеНие", СвЯзаННоЕ с эТиЧЕСКиМ НорматиВом "ДолЖНой сПРавЕДЛивОсТИ" (И1), И ШИ3 - "дЕЛО", "сЛУжеНИЕ", СВЯЗАННОЕ с пРАгМАтИчеСкОЙ РеАЛизАЦИЕЙ "ПОЛЬзЫ-ВЫгОдЫ" (Ли3) (СЮНЬ-ЦЗЫ, гл. 22).

3. вэй1 с ОпТАТиВНым отрицАниеМ у1, вЫРАжаЯ прЕДПисАнИЕ "нЕдЕЯнИЯ", Или "оТсУтСтвиЯ деятЕЛьНОсТи" (у вЭй), сТАло вАЖнейшей каТегориЕЙ даосизМА, сИмВоЛИзирУЮЩЕй пРиНцИп НЕвмеШатЕльСтВА в ЕсТеСТвЕнныЙ пОрЯДоК ВЕщеЙ И хОд собЫТИЙ НИ с эТиЧЕСкИх (КонфУЦиаНсТвО, МоизМ), ни с прАГматИЧЕСКиХ (мОиЗм, ЛЕгиЗм) пОЗиЦИЙ. "у вЭй" ПрЕДПолАгАЕТ, одНаКо, СПеЦИФичЕСКую (ОРГаНИЧеСКУЮ И сПонтанную) АктИВНостЬ В Виде "осущЕСТВЛеНИЯ нЕДЕЯния" (ВЭЙ У вэЙ): "ОсущестВЛяй недеяНие, Но Не ПРЕдАВАйсЯ " (ВЭй Эр Бу ШИ) (дАо Дэ ЦзиН, 2, 10, 51, 63). КОНФУцИаНсТВО ТАкжЕ ПРиЗнаВало пРИНцип "НЕДеянИя", но РАспРОстрАНялО егО лИшь На лИЧноСтЬ иМПераТОРа, кОтОРЫЙ долЖЕН бЫТь ВосПрИимчИво-ПАсСивнЫм пРОВоДНИКом общеКоСмиЧеСких ИмпУЛьСоВ В сОцИАлЬНУю сФЕРУ (луНЬ юЙ, xV, 4). сОГлАснО КонФУцИаНСтву, из кРУгА ДеяТелЬНосТи "благороДнОго мУжА" (ЦзюНь цзы) ИсклюЧАлИСь "МАлыЕ пуТИ (даО)" (тАм Же, xIX, 4) И она СущЕСтвенно ОГРАНиЧИВАлАСь в ЭкСтРЕмаЛЬНых СитУАЦиЯХ - тРАура ИЛИ оТСУТствиЯ ДАо в гОсУДарСТвЕ (тАм ЖЕ, xViI, 21, ViiI, 13). АКцентироваНИе КоНфуцИАНцАМИ ДейстВЕнНой АктивНОсТи вырАЗилоСь В ТЕЗиСе ваН фУ (1-2 Вв.): "ПУТЬ НеБА - эТО ОсущЕСТВлениЕ (ШИ8), Путь земли - это преВРАЩЕниЕ (Хуа), путь ЧеЛОВека - ЭТО ВЭй1" (цяНь ФУ луНЬ, 32).

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.