АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Система этических категорий проще той, что используется в фикхе. Этические рассуждения оперируют, как правило, двумя категориями: поступок может быть оценен как "хороший" (асан) или "скверный" (аб). Соответствующие категории усн и уб (буквально "хорошесть" и "скверность") не являются сугубо этическими. Они применяются для описания соответствия или несоответствия какой-либо вещи природе, целям, интересам человека (относительная оценка), а также для обозначения совершенства и ущербности вещей (оценка их самих по себе). Примером первого может служить общеизвестная квалификация сладкого как хорошего в силу его соответствия природе воспринимающего вкус человека, а горького как плохого. Высказывание квалифицируется как "хорошее", если оно является истинным, т.е. совершенным, обладая всей полнотой качеств, которыми положено обладать высказыванию.
Что касается употребления этих категорий в этических рассуждениях, то оно отправляется от идеи "похвальности" (амд) или "порицаемости" (замм) поступков. При этом, как правило, имеется в виду соотносительная, а не абсолютная трактовка понятий "хорошее" и "скверное"; мутазилиты пытались, хотя и без особого успеха, предложить абсолютную их трактовку. Для оценки поступка как "хорошего" или "скверного" его соотносят либо непосредственно с приказаниями и запретами Законодателя, либо с системой "пяти категорий" фикха. Поскольку оценка "хороший - плохой" является бинарной, а пятеричная система категорий принципиально недихотомична, определение поступка как "хорошего" или "плохого" через соотнесение с "пятью категориями" фикха оказывается парадоксальным. Например, если считать "хорошим" все то, "в чем нет изъяна", то к "хорошему" должны быть отнесены и "нерекомендуемые" поступки, поскольку они не содержат в себе "изъяна", раз их совершение не влечет наказания. Если считать "плохим" все, что не приносит награды или пользы, то "плохими" должны быть объявлены и все "безразличные" поступки. Явная абсурдность таких результатов заставляла искать другие способы определения понятий "хорошее - плохое". Примечательно, что этот поиск шел опять-таки в направлении соотносительного определения. В частности, было предложено считать "хорошими" такие поступки, совершение которых "предпочтительнее" (авл), нежели неделание, а "плохими" те, неделание которых предпочтительнее совершения. Правда, эта классификация была дополнена третьим элементом, "обязательными" поступками, ради сохранения императивности ряда предписаний, которые не могут быть поняты соотносительно, как на то указывает видный поздний мутазилитский мыслитель Аб ал-усайн ал-Бар (ум. 1044) в своем труде Ал-Му'тамад ф 'ул ал-фих (Надежная опора в основах фикха).