(Davidson, Donald) (р. 1917), американский философ. Родился 6 марта 1917 в Спрингфилде (шт. Массачусетс). Окончил Гарвардский университет. Преподавал в Станфордском, Принстонском, Чикагском университетах, а также в университете Рокфеллера. С 1981 - профессор Калифорнийского университета в Беркли.
Дэвидсон разрабатывал теорию действия, теорию познания, философию сознания и теорию значения.
Одно и то же событие описывается различным образом: взятое в ментальном плане, оно выступает как основание действия, взятое в физикалистском плане - как причина действия. Это означает, что ментальные и физические события могут находиться в причинно-следственных отношениях. Однако строгих психофизических законов, т.е. законов, связывающих ментальные и физические события, не существует. В работе Ментальные события (Mental Events, 1970) философ показывает, каким образом три вышеизложенных допущения могут быть приведены во взаимное соответствие. Хотя строгого закона, устанавливающего связь между ментальным описанием события и его физическим действием, не существует, тем не менее существует строгий закон, устанавливающий связь между физикалистским описанием этого события и его действием. Позицию Дэвидсона называют "аномальным монизмом": монизм этой позиции заключается в утверждении тождества ментальных событий с физическими, а аномалия - в отрицании психофизических законов.
Естественный язык имеет "композиционную" природу, т.е. обладает возможностью бесконечного образования все новых и новых предложений. Для адекватного отображения этой природы Дэвидсон предлагает опираться на рекурсивную теорию истины, предложенную А.Тарским. Эта теория позволяет для каждого предложения языка L сформулировать теорему в метаязыке M. Эта теорема имеет форму "T": " 's' является истинным, если и только если p" (при этом 's' означает предложение языка L). Если исходить из того, что значение предложения определено условием его истинности, то "T" задает значение предложения языка L, не используя при этом самого понятия значения.
Правда, применение "T" в теории значения проблематично, поскольку "T" всего лишь требует, чтобы обозначаемое через 's' предложение было эквивалентно 'p' в плане истинности или ложности. Но такую эквивалентность могут иметь и предложения с различными значениями. Способы, позволяющие обойти эту трудность в процессе эмпирической разработки и проверки теории значения, Дэвидсон демонстрирует в работе Радикальная интерпретация (Radical interpretation, 1973). При истолковании неизвестного языка следует, по его мнению, придерживаться "правила снисходительности". Это правило требует рассматривать убеждения говорящего как логически связные и соответствующие окружающему миру.
Работы Дэвидсона включены в сборники Исследования истины и интерпретации (Inquiries into Truth and Interpretation, 1981) и Очерки о действиях и событиях (Essays on Actions and Events, 1982).