ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Для герцейской культуры характерны погребения в могильниках, часто обращеные лицом к восходу солнца. Носители этой культуры изготавливали превосходную керамику и великолепно обработанные сосуды из твердых пород камня. Обнаружено два основных типа керамики: первый включает высокие сосуды с изогнутыми ручками и широким отогнутым венчиком, подобные известным в Палестине; второй, встречающийся чаще, - кувшины более изящной формы, иногда с ручками в виде ушек, сделанные из желтой, серой или розовой глины и покрытые сложной красной росписью. Эти расписные кувшины украшены самыми разными изображениями - людей, животных, птиц и, чаще всего, лодок, иногда с крытым помещением и с пассажирами.
Герцейские палетки дли изготовления краски для глаз, обычно сделанные из сланца, значительно изощреннее простых форм, характерных для более древних тасийских. На герцейских образцах часто встречаются плоские фигуры животных и птиц; единичные экземпляры с примитивными рельефными изображениями являются предвестниками появления великолепных палеток конца додинастического периода. Герцейские кремневые изделия превосходны; одна сторона у них покрыта прекрасной ретушью, а другая гладко отшлифована. Фаянс стали употреблять при изготовлении как сосудов, так и украшений. Последние были весьма разнообразны и по форме, и по материалу; наиболее часто использовались медь, полудрагоценные камни, слоновая кость и панцири черепах. Носители герцейской культуры изготавливали грушевидные заостренные жезлы или булавы, подобные месопотамским и отличающиеся от более ранних бадрийских жезлов с плоским коническим навершием. Герцейские жезлы с этого времени стали преобладающим типом, который дожил до исторической эпохи.
Общинное сознание и объединение общин. Уверенно говорить о различии халколитических культур Верхнего и Нижнего Египта пока преждевременно. Некоторые из самых северных памятников Верхнего Египта демонстрируют родство с материалами Палестины, Сирии и Месопотамии, однако в Дельте, где можно было бы ожидать обнаружения тех же связей, выявить свидетельства, которые позволили бы утверждать или отрицать наличие влияния с востока, не удалось. Некоторые участки области Дельты сформировались уже после рассматриваемого периода. Ряд доисторических памятников этого региона не удается обнаружить и раскопать из-за того, что они погребены под мощным слоем аллювиальных отложений, образованных ежегодными разливами. Поэтому основой для каких-либо выводов могут служить лишь материалы из Верхнего Египта и немногочисленные памятники из прилегающей к области Дельты кромки пустыни. Раскопки на нескольких разрозненных доисторических памятниках Дельты, которые удалось обнаружить, позволили выделить в этом регионе многочисленные "культуры" и лишь усложнили и без того запутанную проблему истоков древнеегипетской цивилизации и ее соотношения с культурами других древних народов.
Когда древние египтяне для добывания пропитания, помимо охоты, освоили земледелие, они столкнулись с проблемой контроля водного режима Нила. С конца июля до конца октября ежегодный его разлив по обе стороны реки покрывает всю долину вплоть до кромки пустыни илистой водой. Проводить очередной сев в этот период было невозможно, а предыдущий урожай требовалось собрать до начала разлива. Кроме того, после окончания паводка дожди, которые могли бы дать растениям необходимую влагу, уже не выпадали.
Такие условия были характерны для всей страны. Поэтому в контроле за речной водой было заинтересовано все население, и решить эту проблему можно было лишь общими усилиями. Требовались совместные действия сплотившихся общин. Объединение поселений было в состоянии провести каналы и построить дамбы, без которых регулирование вод, несущих людям жизнь, было невозможно. Таким же способом осушали болота, что обеспечивало расширение возделываемых земель по мере роста населения.
Таким образом, образование египетских провинций исторической эпохи, или номов, уходит корнями в додинастическую эпоху, и потому неудивительно, что некоторые знаки, идентичные символам номов, мы находим на изображениях лодок, украшающих герцейские сосуды.
Процесс объединения распространялся не только на группы общин, составивших тот или иной ном. Общие интересы возникали у соседствующих номов; складывались небольшие царства, причем царем в каждом случае становился сильнейший из вождей объединившихся номов. Древние цари также испытывали превратности судьбы, о чем известно не из письменных источников (они появились позднее), а из религиозных преданий, сохранившихся в древнейших литературных памятниках.