(Green, Thomas Hill) (1836-1882), английский философ, представитель неогегельянства. Родился 7 апреля 1836 в Бёркине (графство Йоркшир). Сын англиканского священника. Получил образование в Рагби и в Бейллиол-колледже Оксфордского университета, в котором впоследствии состоял научным сотрудником и наставником (с 1860 по 1878). В 1878 был избран профессором моральной философии и занимал этот пост до своей преждевременной смерти в Оксфорде 26 марта 1882. Грин являлся самым влиятельным преподавателем в Оксфорде, а возможно и во всей Англии, в последней четверти 19 в.
Благодаря Грину эмпиризм Юма и Милля и натурализм Спенсера уступили место интересу к абсолютному идеализму, основанному на идеях Канта и Гегеля. Согласно Юму, как сознание, так и природа, поскольку они познаваемы человеческим разумом, состоят из ряда изолированных ощущений и образов. По Спенсеру, сознание является побочным продуктом эволюции тела. Грин выступил с критикой и той и другой позиции, утверждая в кантианской манере, что природа (в том виде, как мы ее знаем) предполагает четко упорядоченные пространственные, временные и логические отношения и источником таких отношений может быть только человеческий разум. Таким образом, разум, вовсе не являясь побочным продуктом природы, выступает ее источником и устроителем, и постижение мира происходит, когда человек следует отвечающему на его вопросы разумному началу, или "духовному принципу в природе". Природа есть откровение Божьего разумения, всегда частичное, однако развивающееся.
Эта философия лежит в основе этики и политической теории Грина. Благая жизнь состоит в осуществлении человеческих потенций, возвращении к истинному Я, ориентированному не на потребности сегодняшнего дня, но на стремление к тем благам, которые разум одобряет в силу их достоинства и непреходящей значимости. Основанием политического обязательства является, по Грину, понятие "общей воли". Наши обязательства перед государством основаны на том, что государство служит средством осуществления общего блага. Наши права в отношении других людей основаны на том, что только признание этих прав может помочь в достижении целей, которые ставятся и нами, и другими людьми. Среди наиболее важных трудов Грина - опубликованные посмертно Пролегомены к этике (Prolegomena to Ethics, 1883) и Лекции о принципах политического обязательства (Lectures on the Principles of Political Obligation, 1901). См. также ИДЕАЛИЗМ.