РИМ


Значение РИМ в английском языке

РИМ, ДРЕВНИЙ В начале железного века, приблизительно в 10 в. до н.э., территорию Лация вокруг Альбанской горы (ныне гора Монте-Каво) заселили пришельцы с севера. Вскоре после этого в 19 км от моря на пригодных для обороны холмах и отрогах гор по левому (восточному) берегу Тибра возникло несколько поселений. Остров, разделявший здесь реку на два протока, делал более легкой переправу груженных солью повозок, двигавшихся по древней дороге от устья Тибра в глубь полуострова. Обитатели места, на котором возник Рим, пастухи и земледельцы, находились на невысокой ступени культурного развития и не смешивались с окрестным населением. Палатинский холм, где возникло наиболее древнее поселение, и примыкающие к нему холмы населяли, вероятно, латины, а холм Квиринал - сабины. Для захоронений использовались заболоченные низины между холмами. Как и повсюду в Лации, постепенно эти поселения объединялись, пока не слились в один город, окруженный почитавшейся священной оборонительной стеной. Болото, прежде служившее кладбищем, жители осушили, превратив его в административный и деловой центр города у подножия Капитолийского холма - форум.

Согласно римской традиции, заслуга основания Рима (датируемого в предании 753 до н.э.) и образования союза (в том числе с сабинами) принадлежит Ромулу. Повествуется также о шести сменявших друг друга царях, трое из которых (Нума Помпилий, Тулл Гостилий и Анк Марций) были латинами или сабинами, а трое (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) - этрусками. Эпоха этрусского владычества началась в конце 7 в. до н.э. К этому периоду и следует относить возникновение единого города с административным центром, священной границей и земляными оборонительными сооружениями. При этрусках Рим приобрел контроль над значительной частью Лация; на юге его владения простирались до города Таррацины (первоначальное название - Анксур, совр. Террачина). Предпоследний царь Рима, Сервий Туллий, повысил боеспособность войска и добавил к горожанам новые слои населения, реорганизовав граждан по размеру имущества и месту жительства, а не по происхождению. Последний царь, Тарквиний Гордый, с помощью мастеров из крупного соседнего этрусского города Вейи построил на Капитолийском холме храм Юпитера, Юноны и Минервы. Богатство внутренней отделки сделало его наиболее известным храмом центральной Италии. Тарквиний был изгнан из Рима при обстоятельствах, которые навсегда сделали титул "царь" (лат. rex) ненавистным для римлян (по преданию, сын Тарквиния изнасиловал благородную римлянку Лукрецию, что спровоцировало восстание). Хотя с изгнанием Тарквиния власть этрусков по всей Италии ослабела, их влияние на римские религиозные и политические учреждения оставалось значительным и постоянным.

Раннее государственное устройство. Рим унаследовал от эпохи царей ряд фундаментальных общественных и политических установлений. Древнейшее общественное устройство характеризовалось наличием сплоченных семейств (familia) под верховной властью отца (patria potestas), распространявшейся как на членов семейства, так и на имущество. Многие рядовые члены общины, в особенности отпущенные на свободу рабы, становились клиентами более влиятельных граждан, патронов: клиент был обязан оказывать патрону услуги и знаки уважения, зато мог рассчитывать на защиту и помощь патрона. Нравственный аспект этих взаимоотношений придал латинскому слову fides ("надежность, доверие") особый смысл.

Весь народ в Риме разделялся на две группы, или два сословия - патрициев и плебеев (или плебс). Плебеи, как можно предполагать, произошли из семейств клиентов, освободившихся от опеки патронов, а также из торговцев и ремесленников, осевших в процветавшем в период этрусского владычества Риме. Плебеи были гражданами, они служили в армии и голосовали, но в эпоху ранней республики не имели права занимать общественные должности. Патриции были группой наиболее влиятельных семейств, члены которых в эпоху царей составляли сенат и конницу (equites). При последних царях влияние патрициев снизилось, но в период ранней республики они сделались привилегированной кастой, обладавшей исключительным правом на ауспиции (толкование знамений), магистратуры, членство в жреческих коллегиях и судопроизводство.

Царя избирали на основании божественного произволения, выражавшегося в знамениях; избрание утверждалось сенатом и народом. Царь был жрецом, судьей и главнокомандующим в одном лице. Его власть основывалась на ауспициях (птицегадании), посредством которых он мог обеспечить мир с богами и определить их волю, а также на властных полномочиях (империи). По вопросам, представляющим всеобщий интерес, царь регулярно консультировался с советом старейшин, или сенатом, члены которого назначались царем. Согласно традиции, первоначально сенат насчитывал 100, затем 300 членов и состоял главным образом (может быть, целиком) из глав знатных патрицианских семейств. Эти патриции претендовали на роль надзирателей за ауспициями; именно к ним переходили ауспиции в тех случаях, когда следовало избрать нового царя; из сенаторов состояли и выборщики нового правителя. Кроме того, в Риме царского периода существовала изначальная форма народного собрания - куриатные комиции, т.е. общее собрание курий, 30 племенных групп, на которые был разделен весь римский народ. Политическая власть курий, составленных в основном группами семей, была ограниченной, однако вплоть до периода поздней республики куриатные комиции собирались всякий раз, когда нужно было принять закон, формально дававший кому-либо властные полномочия (империй).

В соответствии с реформой, приписываемой Сервию Туллию (почти наверняка она имела место еще в царский период, а не в эпоху ранней республики), граждане были разделены на трибы по месту жительства (в 509 до н.э. было всего 20 триб, из них 4 городские и 16 сельских). Трибы, в свою очередь, в зависимости от имущественного ценза и связанной с ним способности обзаводиться военным снаряжением подразделялись на классы, классы - на центурии (группы по 100 человек). Такая организация общества сделалась при ранней республике еще одним видом политического собрания - центуриатными комициями, т.е. общим собранием 193 центурий, каждая из которых имела по одному голосу. Однако непосредственной целью реформы Сервия Туллия было, по-видимому, сведение всех граждан, как привилегированных патрициев, так и простых плебеев, в большое и боеспособное войско. Как и прежде, состоятельные граждане и старейшины пользовались в центуриатных комициях значительным преимуществом.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.