(Robbe-Grillet, Alain) (р. 1922), французский романист, эссеист и кинематографист. Родился 18 августа 1922 в Бресте. В 1945 окончил Национальный сельскохозяйственный колледж. Первый его роман Резинки (Les Gommes, 1953), где история Эдипа усложнена атмосферой таинственности, считается ключом ко всему его творчеству. Признание пришло с выходом в свет Подсматривающего (Le Voyeur, 1955), где описана схожая с гипнозом мания извращенца, и Ревности (La Jalousi, 1957), часто называемой его наиболее удачным романом. В нем почти нет действия. Книга содержит подробнейшие описания неодушевленных предметов (так называемый "шозизм"), персонажи несущественны настолько, что обозначаются инициалами. Рассказчик - нигде не упомянутый наблюдатель-хроникер, который повествует в отстраненном тоне, однако на самом деле со страстью воспринимает объекты и события, имеющие отношение к роману его жены с другим мужчиной. Ход времени в этом рассказе прерывается бесконечными повторами одних и тех же эпизодов.
В начале 1960-х годов Роб-Грийе обратился к кинематографу, написав сценарий фильма Алена Рене Прошлым летом в Мариенбаде (L'Anne dernire Marienbad), а затем по собственному сценарию сняв картину Бессмертная (L'Immortelle, 1963). Ведущее положение Роб-Грийе среди "новых романистов" отчасти объясняется его активностью как теоретика, обладающего четкой концепцией. В ряде статей, составивших книгу За новый роман (Pour un Nouveau Roman, 1963), он призывал покончить с традиционным романом, поскольку ясно очерченный сюжет и целостный герой ("устаревшее понятие") более не выражают положения человека в современном мире. Роб-Грийе доказывал необходимость "очистить литературу от гипертрофии антропоморфизма", т.е. описывать природу и вещи, как они есть на самом деле, объективно.