группировка, существовавшая в Палестине в период со второй половины 2 в. до н.э. до разрушения Храма римскими завоевателями в 70 н.э. Она объединяла богатых землевладельцев, купцов и иерусалимское священничество (жречество) высших рангов. Название "саддукеи" происходит от имени Цадока, первосвященника во времена Соломона, и символически выражает их доктрину, согласно которой храмовый ритуал в том виде, как он предписан Библией (Лев и Втор), и связанные с ним подробные своды, регламентирующие поведение (Писаный Закон), являются определяющим элементом еврейской национально-религиозной идентичности. Исключая период царствования Александры (76-67 до н.э.), саддукеи находились у власти со второй половины правления Йоханана Гиркана (135-104 до н.э.) до утраты Иудеей независимости (37 до н.э.). Их влияние сохранялось и при династии Ирода, и при римлянах, с которыми они иногда сотрудничали.
Основное различие между саддукеями и фарисеями заключалось в отношении к Устному Закону, который фарисеи признавали обязательным. Саддукеи же признавали лишь Писаный Закон, строго придерживаясь его буквальной интерпретации. Расходились они и по теологическим вопросам. Саддукеи отрицали учения о воскресении из мертвых и об ангелах, склонялись к наделению человека большей свободой воли и самоопределения, чем фарисеи. Саддукеи подчеркивали важность священничества. Фарисеи, в свою очередь, подвергали сомнению их права на пост первосвященника. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова считается плодом саддукейской мысли. К произведениям саддукейского круга некоторые относили и Екклесиаст.
После 70 н.э., когда Храм был разрушен и священничество упразднено, саддукеи исчезли. Хотя фарисеи тоже прекратили существование как отдельная группировка, их традиция возобладала в иудаизме. Талмуд - порождение этой традиции - осуждает саддукеев и умаляет их роль.