СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ Профессию оружейника всегда выбирали люди с художественными наклонностями. Такие выдающиеся мастера-оружейники, как Ладзарино Коминаццо (1593-1611), Никола Ноэль Буте (1761-1833), Каспар Спэт (1635-1691) и Никола Бис (1692-1726), создавали свои образцы оружия в тот исторический период, когда требования к их художественной отделке были очень высокими. Леонардо да Винчи занимался разработкой колесцового замка, Бенвенуто Челлини сам сделал свой пистолет. В разработке пистолета или ружья обычно принимали участие несколько специалистов: по общей конструкции, ложу, замку, стволу и художественной отделке. На замках и стволах обычно указывалось имя мастера.
Мастер-оружейник должен был хорошо разбираться в свойствах металла. Он должен был знать, как изготавливать и обрабатывать сталь, как закалять, отпускать и придавать ей нужный цветовой тон; как шлифовать детали до гладкости стекла; как уберечь сталь от ржавчины; как гравировать на металле и как наносить позолоту. Художественная отделка замков и других деталей кремневого стрелкового оружия демонстрирует, каких высот достигли мастера 16-18 вв. в искусстве гравирования на металле.
В противоположность искусно выполненному спортивному оружию, военные мушкеты имели стволы с плохо высверленными каналами. При значительном зазоре между стенками канала ствола и сферической пулей стрелку приходилось фиксировать ее забиванием пыжа, иначе она могла выкатиться из ствола. Однако из-за того, что пыж прижимал пулю к одной из стенок канала, она при выстреле начинала катиться по этой стенке, что вызывало искривление траектории полета пули.
Итальянские пистолеты. Изготовление стрелкового оружия в Средние века достигло расцвета в Северной Италии. Брешианские пистолеты 17 в. имеют небольшую массу (0,9 кг) и изящны по форме. Они намного превосходят применявшиеся до конца 16 в. громоздкие и тяжелые пистолеты, имевшие массу 2 кг и стрелявшие большими сферическими пулями 50-го калибра. Эти улучшения стали результатом изобретения лучших сортов стали и постепенным отказом от рыцарских доспехов. Применение пули меньше 50-го калибра позволило уменьшить диаметр ствола и вес ложа. Большую известность в Брешии получил мастер по изготовлению стволов Ладзарино Коминаццо. Не менее знамениты были и мастера по замкам, чьи имена сохранились на их изделиях.
Голландские пистолеты. Голландские пистолеты 17 в. отличают ложа из слоновой кости. Рукоятки имеют форму головы воина. На замках большинства сохранившихся пистолетов стоит клеймо города Маастрихт - основного места их изготовления, встречаются также городские клейма французского Седана и германского Ахена. Такие роскошные пистолеты заказывались королевскими особами для дарения, и поэтому немало их находилось в коллекциях оружия в Пруссии, Швеции, Дании и России.
Шотландские пистолеты. Их форма и декорировка носят ярко выраженный национальный характер. Шотландские пистолеты обычно цельнометаллические, иногда с латунным ложем. Рукоятки этих пистолетов заканчиваются традиционно стилизованными бараньими рогами, сердцем, рыбьим хвостом или завитком. Спусковая скоба отсутствует, а сам спуск имеет форму шарика. Поверхности покрыты кельтским орнаментом, завитками и серебряной инкрустацией. Пистолеты изготовлялись парными комплектами: в 17 в. один из пары пистолетов имел замок на левой стороне, другой - на правой; у пар пистолетов 18 в. замок устанавливался только на правой стороне.
Сардинские пистолеты. Обычный для этих пистолетов замок "микеле" указывает на испанское влияние. Ложе по форме сходно с французскими моделями периода Людовика XIII, а иногда напоминает арабские образцы. Их отличительной чертой являются "железные кружева", полностью или частично покрывающие тонкое ложе, что делает конструкцию более прочной и тоже указывает на испанское влияние.
Французское стрелковое оружие. Более четверти века Н.Буте работал для короля Франции, унаследовав от тестя должность и звание королевского оружейника. По революционному декрету 1793 Буте получил право набирать опытных ремесленников-оружейников из Льежа и реквизировать необходимое оборудование для организации производства стрелкового оружия. Позже Наполеон отдал ему в концессию на 18 лет фабрику в Версале, где по договору предусматривались выпуск военного стрелкового оружия и сабель, а также подготовка мастеров-оружейников.
На предприятиях Буте выпускалось разное по качеству и назначению оружие: от простого и надежного военного до искусно выполненных подарочных образцов. Падение наполеоновской империи стало несчастьем для Буте. Прусские войска, вошедшие в Версаль, разграбили его оружейную фабрику и вывезли в Берлин в 30 фургонах материалы, образцы, чертежи и оружие. Это было крушение целой отрасли промышленности, в которой Буте занимал ведущее место.