ВЬЕТНАМ: НАСЕЛЕНИЕ Вьетнамское общество склонно к религиозному синкретизму. Это находит выражение в том, что в общинном доме (динь), который служит также деревенским храмом, представлены алтари с пантеоном различных местных духов-покровителей и многочисленными изображениями будд и бодхисатв ("существ, стремящихся к просветлению"), Конфуция и исторических персонажей. В буддийских храмах зачастую поклоняются не только Будде, но и местным божествам и духам. Почти в каждом крестьянском жилище можно видеть один алтарь, посвященный предкам, и другой - Духу Земли (Онг Диа).
Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных пристрастий и политических воззрений, считает память о предках своим нравственными религиозным долгом. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование и никогда не исчезает. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах. Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая другим способом о грозящей опасности.
Ввиду того, что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии нисходящих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбищенские участки.
В начале 20 в. в тех районах бассейна Меконга, где происходила колонизация и освоение новых сельскохозяйственных земель, возникли две новые религиозные секты: каодай ("Верховный дворец") и хоахао ("Гармония и благородство"). Первая из них придерживается синкретической доктрины, канон которой основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других выдающихся личностей. Символом секты каодай служит так называемое "Небесное око", а возглавляет ее собственный "папа", живущий в провинции Тэйнинь, в западной части дельты Меконга. Вторая синкретическая организация, хоахао, придерживается сочетания идей буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты выказали притязания на территориальные сферы влияния и содержали собственные милицейские силы. Однако в середине 1950-х годов, воспользовавшись американской финансовой и военной поддержкой, Нго Динь Дьем полностью подорвал их военные и политические позиции. В 1990-х годах в стране насчитывалось еще приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.
Римско-католическая церковь во Вьетнаме отличалась тем, что всегда выступала в пользу правящих кругов, что обеспечивало ей надежный официальный статус. С 1975 она сотрудничает с коммунистическим режимом. В 1998 католиков во Вьетнаме насчитывалось ок. 2 млн. человек. Буддисты, напротив, придерживались скорее политики конфронтации в отношении "верхов". Буддийские монахи продолжают критиковать некоторые аспекты государственной деятельности и временами конфликтуют с администрацией. Имеется Объединенная буддийская церковь, но ее адепты далеко не едины в своих воззрениях. Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть - ислама.
Протестантов во Вьетнаме мало, главным образом это представители горных народов.