БАНГЛАДЕШ Социальная структура. По оценке, 88,8% жителей Бангладеш в 1998 составляли мусульмане. Большинство из них сунниты, но часть относится к шиитам: "эсна ашарийя" ("последователи 12 имамов") и секты исмаилитов, духовный глава которых имеет титул Ага-хана. В стране не учитывается численность мусульман, принадлежащих к тем или иным направлениям ислама. Хотя ислам не признает официальных церковных институтов, в сельских районах обычно прислушиваются к мнению глав местных религиозных общин - пиров. Индусы формируют ок. 10% населения. Они стратифицированы в социальном отношении согласно традиционной кастовой системе и принадлежат преимущественно к низшим кастам. Члены высоких каст, как правило, выехали в Индию после раздела 1947, религиозных столкновений в начале 1950-х годов и войны 1971. Мусульмане и индусы, живущие в Бангладеш, имеют между собой много общего в обычаях, поведении и бытовом укладе. В стране представлены также буддисты (ок. 0,6%) и христиане (ок. 0,5%).
Главной низовой ячейкой служит большая семья. Ее глава часто делит кров и повседневные заботы со своими женатыми сыновьями и их семьями, а также с еще не вступившими в брак детьми. Широко распространена поддержка обедневших близких родственников. Если разоряется и остается без средств отец, его старший сын должен позаботиться об учебе и воспитании своих братьев и сестер. В городских и промышленных районах этот традиционный семейный уклад не всегда сохраняется. Образованные и самостоятельно зарабатывающие члены семьи все чаще покидают отчий дом и обособляются даже при живом отце, хотя могут по-прежнему давать деньги родителям. Однако по мере того, как усиливается стремление поднять свой уровень жизни, эта помощь родственникам становится менее стабильной. Рацион питания бангладешцев состоит преимущественно из риса и рыбы.
Положение женщин. В Бангладеш большинство женщин выполняет традиционную роль домохозяек. В сельской местности они ведут затворнический образ жизни: в доме живут на женской половине, а выходя на улицу, надевают чадру. В городах женщины более эмансипированы. Все больше девушек учатся в школах, колледжах и университетах. Увеличивается число женщин, работающих вне дома.
В 1972 было основано Национальное управление помощи женщинам. Она охватила многих членов тех семей, где все мужчины погибли в военное время. Банк Грэмин, основанный Мохаммадом Юнусом в 1976, помогает женщинам, выделяя им небольшие ссуды на цели мелкого предпринимательства.
Молодежь. Образованная часть молодежи хорошо организована и активно вовлечена в политику, почти все студенческие общины в стране принадлежат к объединениям, связанным с ведущими партиями. Студенты внесли весомый вклад в движение за независимость Бангладеш и заслужили уважение общества. Главная проблема состоит в расхождении внутри студенчества по многим социальным и экономическим вопросам, что порождает в его среде частые волнения и приводит к временному закрытию учебных заведений.
Здравоохранение и социальное обеспечение. Малярия и туберкулез относятся к числу эндемичных болезней на территории Бангладеш. Радикальное улучшение здоровья населения труднодостижимо из-за неудовлетворительного питания и связанных с циклонами стихийных бедствий, приводящих к вспышкам желудочных заболеваний. Дополнительные сложности вызывает безработица. Усилия государства по совершенствованию системы социального обеспечения дают малый эффект из-за недостатка средств.