Чжан Дуншэн (1884/1887-1972/1973), китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель, ученик и последователь Лян Цичао. Родился в 1884/1887 в уезде Хансянь (совр. Юйхан) провинции Чжэцзян. Был самоучкой, занимался самообразованием в Японии. В 1919 Чжан Дунсун выступил инициатором "дискуссии о социализме". В 1910-1920-е годы сотрудничал с политическими организациями реформаторов - Прогрессивной партией и Исследовательской группой; был президентом Публичного университета Китая (1925-1930), профессором философии Яньцзинского университета (1930-1952) в Пекине; главным редактором ряда газет и журналов (1916-1986). Вместе с Чжан Цзюньмаем в 1934-1946 стал организатором и руководителем Государственной социалистической партии Китая (позднее - Демократической социалистической партии), одним из лидеров Демократической лиги Китая. Во время Второй мировой войны был арестован японцами в Пекине. После образования КНР - член Центрального народного правительства. В феврале 1952 подвергся критике как "независимый" идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Чжан Дунсунь был одним из самых компетентных в Китае знатоков западной философии. Перевел на китайский язык диалоги Платона, труды Бергсона Материя и память и Творческая эволюция. Наибольшее влияние на его мировоззрение оказали И.Кант, Д.Юм, Б.Рассел, К.И.Льюис, А.Н.Уайтхед. В философской проблематике Чжан Дунсунь основной упор делал на теорию познания, стремясь к реализации синтеза культур Востока и Запада в сочетании неоконфуцианского рационализма (ли-син чжэ-сюэ) с реинтерпретированным кантианством, что в целом приобрело форму "гносеологического плюрализма" (до-юань жэнь-ши-лунь), или панструктурализма. Свою философскую позицию сам называл "скептическим идеализмом" (цунь-и вэй-синь-лунь). Из написанных им книг наибольшее теоретическое значение имеют: Жэнь-ши-лунь (Гносеология), Чжи-ши юй вэнь-хуа (Познание и культура), Синь чжэ-сюэ лунь-цун (Сборник статей о новой философии), Дао-дэ чжэ-сюэ (Моральная философия). Рассуждая в русле общей семантики, Чжан Дунсунь утверждал, что структура предложения в основных европейских языках сводима к элементарному виду "a есть b", тогда как в китайском языке элементарной является структура "a соотносится с b" (a R b), что обусловлено отсутствием в письменно-литературном китайском языке вэньяне глагола-связки "быть". Следовательно, синтаксису вэньяня более близка логика отношений, а не Аристотелева силлогистика. Отсутствие связки "быть" - причина того, что китайская философия (если отвлечься от буддийских привнесений) не знает категорий тождества, субстанции, причинности, атома и вообще не имеет онтологии и космологии (при наличии космогонии и "жизнесозерцания" - жэнь-шэн-гуань). В целом логику китайских мыслителей, чуждую закону противоречия, он определил как "логику противоположности", или "коррелятивной дуальности", поддержав тем самым теорию господства в Китае "коррелятивного мышления".
Выступая против марксистского понимания диалектики, Чжан Дунсунь в 1934 развернул дискуссию о диалектическом материализме. Не признавая существование противоречий в объективной действительности, он доказывал, что познание должно подчиняться логическим, а не диалектическим законам и марксистская философия представляет собой всего лишь спорную обществоведную гипотезу.
Стремление Чжан Дунсуня к синтезу восточных и западных ценностей сказалось на его трактовке демократии, не только как социально-политической системы правления, но и как "определенного уровня развития цивилизации", характеризующегося высокими духовно-моральными принципами. Эквивалент западной категории "свобода" он находил в китайской концепции "самоудовлетворения, самодовления" (цзы дэ), которое достигается, когда "каждый следует своей природе" и "живет в гармонии с разумом". Осуществившийся в конце 1940-х годов сдвиг его интересов от метафизики к социологии познания и вера в культурную обусловленность понятий привели Чжан Дунсуня от неприятия к диалогу с марксизмом. Результатом последнего стала концепция "среднего курса", подразумевавшая социальное партнерство в обществе, буржуазный демократизм в политике и социалистическое планирование в экономике.