ЦИ-ПНЕВМА


Значение ЦИ-ПНЕВМА в английском языке

"Пневма", "эфИР", "аТМОСФеРа", "гАЗ", "ВОзДух", "дыХаНИЕ", "ДуХ", "НрАв", "ТеМпЕРАмЕнТ", "эНерГИя", "ЖизнЕНнАЯ сИлА", "маТеРИЯ" (Ци1). ОдНА из оСНовопоЛагАЮЩих И наИбОлее спЕциФИчнЫх КАТЕгОРИй кИТаЙской фИлосОфИИ, ВЫРАЖАЮщая иДею КОнТИнУалЬнОй, ДИНаМИчЕСкОЙ, ПрОсТранСТвЕнно-ВреМеннОЙ, ДухОвнО-МАТеРИАЛЬной И витАЛЬнО-ЭнеРГеТиЧеСкОЙ сУбСтанЦИИ. этИМоЛОГиЧЕСКоЕ зНАЧенИе - "паР нАд вАРящиМСя РИсОм". СТАНДаРтнуЮ ТЕрМИНологИчеСКУю оПпОЗицИЮ "ЦИ1" СостаВляет "лИ1" ("ПРиНцИП"). ПрЕДЕЛьнО обЩее пОНЯтиЕ "Ци1" кОнКретиЗИрУеТСя На ТРеХ ГлавНыХ сМысЛОВыХ уРОВНях: коСмОлогИЧесКом, АнтРопоЛоГИЧЕСКоМ И ПСИхоЛОгИЧеСКом В пеРвОм слУчаЕ ци1 - уНИверСаЛьнаЯ СУБстАНЦИЯ ВСелеНнОй; ВО вТорОм - СВязанныЙ с КровообРаЩениЕМ НаПолнИтель чЕлоВеЧеСкоГо теЛа (АнАлОГ "ЖИЗНеННых" Или "жИвоТнЫх дуХоВ" ЕВРОпЕйСкой филОсОФии), СпоСоБнЫй УТОнЧатЬся дО сОСтоЯНиЙ "СЕмЕнНой ДушИ" (ЦЗин3) И "дуХА" (шЭНь1); в тРЕТьЕм - ПрОяВЛениЕ псиХИЧЕсКого ЦЕНтРА, "серДцА" (синЬ1), уПРаВЛяеМоЕ волеЙ (ЧЖи3) И упРавЛЯющЕе ЧУвсТвАми (цин1). оБщеПрИзнАнныМ в кИтАЙскОЙ филОсОФиИ было пРЕдстаВлЕНИе О ци1 как бЕсКачеСТвЕнНоМ пеРВовеЩЕСТВЕ, ИЗ котороГО СосТоЯлА ВСелЕННАЯ В исхОДНОй ФАзе СвОЕгО разВИТИЯ, называемой "хАоСоМ" (хУНь дУНь), "вЕлИКИм пРЕДЕлоМ" (тАй ЦзИ), "великИМ ЕдИНЫм" (тай и), "веЛИкиМ нАчАлоМ" (ТАЙ чу) ИЛИ "вЕлиКОЙ пусТоТой" (тАЙ сЮй). наЧаЛьНыЕ фОРмы диФфереНЦиации ЭТого вещества - инь Ян И "пяТь ЭлемеНтОв" (у син1).

филоСОФСкоЙ кАтеГорИей тЕРмиН "Ци1" стаЛ В 4 В. До н.э. в таких кЛассИЧесКих ПаМятнИКаХ, каК гУанЬ-цзы, мЭН-цЗЫ, ЧжУАН-цзы и дрУГие. хРоНоЛоГиЧесКи ПЕрвЫМ, вИДиМо, МоЖНо сЧитаТь уПоМИНаНИЕ цИ1 в гО юй (5 В. до Н.Э.), ГДЕ оНО ОтНЕСеНо к 8 В. дО Н.Э.: БО ЯнфУ, сАНоВнИк ЦАрСтВа ЧЖОУ, объЯСнЯЛ землЕТрясеНие нАруШЕНиеМ поРЯдка вЗаимодеЙСтВИЯ ци1 небА и ЗЕмЛи. едиНыМ сУбСТаНцИАЛьным наЧалОм, "ПронИзыВаЮЩИМ ТЬму веЩЕй", ЦИ1 прЕДСтаЕТ В дАо дэ цзИне (4 В. до Н.э.). ПОЛОЖЕниЕ О прЕОБРазОванИИ Ци1 В КОнКРЕТНЫе обЪЕкТы вслЕДсТВИе СГУЩения и рАзРеЖения, стаВШеЕ ОБЩЕПРИнятЫм В китайскОЙ клАссичЕской ФИЛософиИ, впеРвЫе пРОзВуЧАлО В чЖуАн-ЦЗЫ, ГДе укаЗаННЫе ПроцеССы ПримЕНитЕЛЬНо К ЦИ1 оСМысЛЯлИСь каК СиНонИМЫ жиЗни И сМЕртИ. тАМ Же ОбознаЧенА сВЯзЬ сГуЩеНиЯ И разрЕжЕНИЯ, ПОдЪЕма И опуСКАНиЯ "ПневмеННЫх" СУбсТАнЦИй с психоЭмОЦиОНаЛЬНой СфероЙ. в ЦЗо чЖуаНИ (4 В. дО н.э.) чЕЛоВеЧескИЕ эМоЦИи И "вкУсы" (ГоРечь, СлаДоСТЬ и Т.п.) оБЪЯвлЯЮтсЯ ПОрождениеМ, А "ВоЛя" - вОплОщЕнИем цИ1. дуХоВнаЯ СУЩносТь "ПНЕвмы"-ЦИ1 оБОзнАченА В ГуАНь-цЗЫ ТерМИном "ЛИн Ци" - "одУХотвоРенНая пНевМа, дУхоВНое начАЛо, Ум, бОжеСТвеНнАя СИла". она ПрисУтСтвУеТ в "сЕрДЦе" - СОзнАНии И в цЕлОм пСиХИке челОВЕКа (ср. НаИмЕНоВАниЕ "СЕрДцА" В чЖуАн-цЗЫ: "вмеСТИлИЩЕ ДУхоВнОСти", иЛИ "ДуШи", - Лин фУ), спОСоБнА СПОнтанНО "ПРИХодИТЬ и ухОдИТЬ", ЕЙ пРИСУЩа диАлЕкТичЕСкая атрИбУТИкА дАо - тАКАЯ "мАлОСТь", что В Ней "НеТ нИчЕго внутреннЕгО", и ОДнОвРемЕнно тАКаЯ "ВЕЛиКоСТь", Что ДЛЯ НЕе "Нет НИЧТо вНешнЕго" (гУАнь-цЗы, Гл. 49 НэЙ е - "внУТРеннЯя ДеЯТЕлЬнОсТЬ").

в Си ЦЫ чЖуаНИ (4 в. ДО Н.э.) ци1 сОЕДинЕНо с ПоНяТИЕм "ЦзиН3" ("СЕмя", "СеМенНАя дуША"), вЫРаЖАЮЩим В дАо дэ цЗИНЕ пОрождающую ПотенЦИЮ дАо, а В гуаНь-цзЫ ПОРОжДаЮщЕ-ЖИвОтВОРяЩЕЕ (шЭН) нАЧалО ВСеХ вЕЩей: "ОсЕМенеННаЯ (утОнченНая) ПНЕВмА (цЗИн ЦИ) образУЕт ВЕщи" блАгОДарЯ ТомУ, чТо "муЖсКОе И ЖЕНСкоЕ свяЗыВаЮт сЕмЯ". сОДержащИесЯ В си Цы чЖуанИ ВЫСкаЗывАния о цЗИН3 кАК обОЗНачеНИИ РАзумноГО НачАЛа КорРеСПОНдируЮт С пасСаЖаМИ Из ГуаНь-ЦЗы, ГДе ЦзИН Ци ФаКТиЧеСКИ ОТОждЕСТвлЯЕтсЯ с "духОМ" (шэнь1) КАК пСИхИчЕСкиМ НАЧаЛоМ. В мэН-цЗы ПрЕДсТаВЛено ПоложенИЕ О единении ТеЛесНОГО и ДуХОвНОго ("мЫСле-вОлЕВОГо" - И3) ци1 В "СосРЕдотоЧенНОстИ нА ДОлЖнОй спРАведлиВостИ (И1)", ЧТО РАссмаТРИВалОСЬ КаК ВырАжЕНИе бЕзБрЕЖнОсти мИРОвой "ПнЕвмЫ".

В ХЭ гУАнЬ-ЦЗЫ (4 В. до Н.э.?) Или у дУН чжУншУ (2 в. до Н.э.) ВВеДенО пОНЯтИЕ "иЗНачалЬНаЯ пНевма" (ЮаНЬ Ци), ИЗ кОторой "ОБРАзУютСя НЕбО и земЛЯ". ДУн чЖунШу ОтОжДЕСТВИЛ "ИЗНАЧАлЬНУЮ ПНЕвМУ" с КачЕСТвАМи, ПОлУчЕНнЫМи чЕЛоВеком от РОдитеЛей и с обЩЕмИровоЙ сУбСтАнЦиЕй. в ХуАЙНАНь-ЦЗЫ (2 в. ДО Н.Э.) Ци1 РассМАтРиВаеТСЯ в косМОЛоГИЧЕскОм И антРОполоГИЧеском плане КАк оДНО иЗ ПоРОЖДАЮЩИх начАл НАряДу С "дУхоМ" и "СемеНеМ" и ОДНОвРеМЕннО ОбЪЕдиНяЮщеЕ ИХ - "То, чТо НАпоЛНЯЕт все СуЩЕЕ".

ВаН чУН (1 В.) интерПретиРОвАл ВоПлОЩЕнНОе В цИ1 духоВнОЕ НаЧАлО - ШЭнь ци как "УТОНЧЕНиЕ" цзиН ци, а СгУщЕниЕ и РАзрЕЖеНИе "пНевмЫ" СРаВнИл С ОБразовАнием лЬДА и еГо тАЯниЕМ: чЕловЕК пороЖДАетСЯ "дУхОВНОй пНЕВМОй" (сГущЕние) и воЗвраЩАеТся в нее Со СМеРТью (РазРеЖеНИЕ). ПонЯТИЕ "ШэнЬ Ци" У Ван чУнА МожЕТ бЫТЬ иСтОЛКоВАнО кАк сиНонИм "изначалЬНОй пНеВмы", в кОТорой "отсуТствУет РаЗделЕние ". ВАн Су (3 в.) отождЕСТВил "изнАЧАлЬНую пнеВМУ" С "вЕЛИким едиНым" (ТАЙ И) - соСТоЯнИем, ПРЕдшествУЮщИм ФоРмИРОванИЮ мИрА в КОсмогОнИЧеСкОй схЕМЕ ле-цЗы (4 В. до н.Э.), а даоС ЧэН сюАньИН (7 в.) - С "ВеЛИКиМ НаЧАЛоМ" (таЙ чу) коСМОгЕНЕЗа. ЧжАН цзаЙ (11 в.) свяЗАЛ Ци1 с пОнЯтИЯмИ "у цЗИ" ("бЕсПРЕДЕЛЬнОЕ" ИЛи "ПРедЕл ОТСУТСТВИЯ/НЕБытИЯ", См. Тай ЦЗи) и "веЛикАЯ пУсТОта" (ТАЙ СЮй), АКЦеНтИРОВАв НЕунИчТОЖИмостЬ "ПнЕвмы", СГуЩЕниЕ и рАзрЕжЕНиЕ КоТОРОй РЕалИЗУЕТсЯ В МИРОВых трАнсфОрмаЦИЯх (БяНЬ ХуА), ОБраЗУЮЩиХ ПРЕхОДящИе "ФоРМы" (сИН2) И "обрАЗЫ" (сЯн1).

оСобОе ЗНАЧЕНиЕ ТерМИн "ЦИ1" ПРиОбРЕл В НеокОнфУЦиАНстВе, глАВноЙ ПробЛеМоЙ кОторогО сТалО ВЫЯСнЕНИе СОоТНошЕнИя двУХ НАчАл: МАтерИАЛооБРаЗУЮЩего, дИНаМичНОго, кОнтИнуАЛЬНоГо, чУвСтВЕннОГо и МоРаЛьНо ИНдИфФеренТнОГО цИ1 сО СтруктуРООБРАзУЮщиМ, диСкРЕтным, стАТИЧНЫМ, РаЦионАЛьнЫм И МОРалЬНо оКРАшеннЫМ "пРИнциПоМ" (ли1). чэН И (11 в.) В ОтЛичИе ОТ ЧжАН ЦзАЯ пОСТУлИРОвАЛ ВозМожнОсТь уНИЧТоЖЕНИя ци1 С РаЗРуШЕнием "пРиНЦиПоВ". чжу сИ (12 в.) отСТАиВал ВЕчНОстЬ СуЩестВОВаНИя "приНЦиПов", С КОтоРыми НеРаЗРЫВНО СВЯЗАнО цИ1.

ВаН яНМин (15-16 вВ.) тракТовАЛ ЛИ1 и Ци1 КАк нерАСЧЛЕНимоЕ ЕдИнСтВО, а ци1, "ДУх" И "Семя" как "ОДну ВЕщЬ": "раСпрОСТрАнЯющаЯся акТИВНОСть - ЭТо ПневМа, СгУщеНнОЕ скопЛеНиЕ - ЭТо СеМЯ, А ЧУДЕсНоЕ (УтОнчЕННОЕ) пРИмЕнЕнИЕ - ЭТо дух". вЫраЖеНиЕ ЭтОГО едИнства ваН янМин нахОДИл в "блаГоСмЫСлИи" (ЛЯн чЖИ) - врожДеННоЙ способнОСтИ к бЛАгу И иНтуИтИВНоМ знАНИИ еГо. вАн ЧуАньшАнь (17 в.) уСмаТрИВаЛ в кОнЦентрАЦИи и расСеИВАНИи Ци1 пРиЧИны "ВИдиМоСти" иЛИ "невИДИМоСТИ" чегО-ЛИБО, ПоЗВоЛЯЮщиЕ Говорить о "нАлИчИи/БыТиИ", "Форме", лиБо Об "отсутСТвИи/нЕбЫтИИ", "нЕОфОрМЛеНноСТи". Янь Фу (19 В.) обЪЯснЯЛ зАПаДный ТеРмин "эфИр" (итАЙ) КаК "ИмЯ СаМОГо ЧистоГо ЦИ1". фЭн ЮЛаНЬ (20 В.) ОТОждеСтВиЛ ци1 с ПЛаТоноВСКО-АриСтотеЛеВоЙ матеРиЕй, предПолАгАюЩеЙ ПоЛНОЕ оТсуТстВиЕ фОРм, То естЬ кОРРЕЛяТИВНЫх цИ1 "приНцИпОВ" (лИ1), иЛИ "бЕСПреДеЛЬНЫМ" (у Цзи) "НиЧТО", равнОзнАЧНым "ПрЕДЕЛу ОтСУТсТВИЯ/НебЫТия". НЕКОТОРые СОВРеменнЫЕ иссЛедоВАтЕЛИ СБЛиЖАЮт "цИ1" С ПоняТиЕм "полЕ" (фэн Ци и ДРугИЕ).

традициОннЫе кОНцЕпции ци1 в НаСтоящее ВреМЯ пРодоЛЖаЮТ ИгрАТь БОльшУю роЛЬ В ТЕорИИ кИтаЙСКОЙ медициНЫ.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.