ЖЭНЬ


Значение ЖЭНЬ в английском языке

"Гуманность", "ЧЕЛОВеЧносТЬ", "чеЛовЕКоЛЮБИЕ", "МИлОсЕРдие", "доБРотА" - Одна иЗ осНоВОполАгАюЩИХ каТеГорий КИТАйсКоЙ ФиЛОсоФиИ и тРаДиЦиоННОЙ ДУХОВНОЙ кулЬТуры, СОВмещаЮщАЯ тРИ ГлАвНыХ СМЫСЛоВыХ аСПЕкТа: 1) МорАЛьно-ПСИХолОгИЧЕсКий - " ЛюБовь/жалоСТЬ к ЛюДям" (аЙ ЖЭНь), СтОЯщАя в ОдНОМ РяДу С "ДоЛжНОй СПРАвЕДлИВоСтьЮ" (и), РИТУальной "бЛАГоПристОЙНОСТьЮ" (лИ2), "раЗУМНосТьЮ" (чжи4), "благонаДежНОСТЬЮ" (синЬ2); 2) сОцИАЛьно-эТичеСкий - сОВОКУпНость всех Видов прАвИЛьноГО ОтНошеНия к ДрУГОмУ чеЛоВЕку и ОбщестВу; 3) ЭТикО-мЕТАфИЗичЕскиЙ - СИмпатИчЕСки-ИНтеГРаТивНАЯ ВЗаиМОсвЯзЬ отДеЛЬной лИчНоСти СО ВсЕм сУЩиМ, ВКлЮЧаЯ неоДуШевлеННые преДмеТЫ.

ЭТимоЛогИЧескОЕ знаЧЕНИЕ "ЖЭНь1" - "чЕловЕК И челоВеК", или "человек СРЕДи лЮДеЙ". хоТЯ ИЕРОглИф "ЖэНЬ1" в ЗнАчениИ "ДобРОтА пРаВиТеЛЯ К ПоДдАнНЫм" прИСуТстВует В совРеМЕннЫх тЕкстАх КАнОНиЗИРОВАНноЙ КоНФУциАнЦаМИ ДОкоНфУЦИАнскоЙ КЛассИКИ (шУ ЦЗин, Ши ЦзИн), ВОЗмоЖно он Был Не ТоЛьКо ТерМиНОЛОгИзИрОВАн, но И ИскУССтВеНнО создаН КОНфуцием, А зАТЕм вклЮчЕн В УкАЗАнные ТекстЫ.

В КОНФуЦиАНстВЕ пОнЯтиЕ "жЭнь1" сРАЗУ стаЛо ЦеНТрАльНОй КАТЕГорИей, оПрЕДЕляВШЕЙСя, С ОднОй сТОрОНЫ, КаК спокоЙНО-сАмОдОСтАтоЧНая "любОВь К лЮДЯм", РОждАюЩаЯ ПрАвИЛЬныЙ БаланС любви и нЕНАВисти (ЛУНЬ юЙ, XII, 22, IV, 2, 3, vi, 21; мэн-цзЫ, iV Б, 28), с дрУГой - кАк "ПрЕОДОлЕНие себя и возвраЩЕНие к бЛАГОпРИстойНоСТИ" (КЭ цзИ ФУ лИ), реАлИзУЮщеЕ "зоЛОтоЕ ПрАвило" моРалИ: "Не нАВязывать друГИМ ТоГО, ЧЕго Не ЖеЛаЕШЬ себе", "УПрОчИвАТь ДруГих В ТоМ, в ЧеМ ЖЕлАеШЬ УПрОЧиТьСЯ сАМ, И ПоДвиГаТь ИХ На То, На ЧтО ЖеЛаеШь ПодВиГНУтьсЯ САМ" (ЛУНЬ ЮЙ, xIi,1, vi, 28).

у КоНфУЦИя ЖЭнЬ1 ПрЕДстаВляЛосЬ сПеЦИфИчЕсКИм атриБуТОМ "БЛАгоРОДноГО МУЖА" (цЗЮнЬ Цзы), НЕ ПрисУЩИм "НИЧТОЖноМУ ЧелОВЕку" (сЯО ЖЭнЬ) (ЛУнь юй, vI, 5, xIV, 7, 30), но уЖЕ У ЕГо блИЖАйшиХ ПОСЛеДОВАтЕлЕй СтаЛо уНИВЕРсАльНЫМ нАЧАЛОм, ОБраЗУЮщим чЕЛоВеЧеСкУЮ личнОСть (ЧЖуН Юн, 20; мэН-ЦЗЫ, iii а, 4, Vii б, 16; ЛИ цЗИ, Гл.7). мэН-цзы, усМотрев ИсТочниК жЭНЬ1 В РеаГирУющЕм С чУвсТВЕНнОЙ НепосРЕдсТвеннОстью собОлЕЗНУЮщЕм И сОстРАдающем "серДЦе" (сИНь), БЕЗ КоТОрОГО ЧЕлоВеК ПерестАет Быть ЧелоВекОм (МэН-цзы, ii А, 6, VI Б, 2, vII б, 31), СЛеДСТВИеМ "гуМаНнОго ЛЮДям" (ЖЭнь мИн) сЧИТаЛ "люБОвь ВЕЩей", т.Е. ВСему СущЕму (ай у). ОН ТакЖе оБобЩиЛ СУЖдеНИя ЛУНЬ ЮЯ О СоцИалЬно-ПоЛИтиЧЕскОЙ ЗнаЧиМостИ ЖЭНЬ1 в ПОНятИи "ЖЭНЬ чжЭН" - "ГуманНОЕ правЛенИЕ", сТАвШЕм ВпОсЛЕдстВИи идЕОлОГИческИм штампом конфуЦиАНСкой ОрТодОКСии.

в РАННеМ даосизме ЖэНЬ1 пОдвеРглосЬ КРИтиКе КАк иСКуссТвЕнное ОБРАзОВаниЕ, нЕ свОЙСТвенНОЕ ПРИроДе ("НЕбу И земЛе"), ЯВИВШеЕСя резУлЬТАТоМ ДЕгрАДаЦии дАО и дэ. в дАО дЭ цЗиНЕ (§ 8) Жэнь1 пРизнАнО бЛаГОТВоРНОй основоЙ ОбЩЕнИя ЛюдЕЙ, а в чЖУан-ЦЗЫ (ГЛ. 12) рАсПрОСтРАНЕНо И На Неживую ПРиРОДу в КаЧеСТве "пРИнеСЕнИЯ ПОлЬЗЫ ВеЩаМ" (Ли У).

дуН ЧжуНшу (2 В. До н.э.) сдЕЛАЛ шаг к ОнТолОгизаЦии "гУМАНносТИ", оБъЯВИВ ЕЕ воПлОщЕнием "ВОлИ Неба" (ТяНЬ чЖИ) В чеЛовечЕСкоМ ТеЛе И РеЗУЛьтАтоМ "тРАнСфоРМАЦИи" (хУА) "ПНЕВмы" (Ци) КРоВи.

в поЗДНеМ, ТАк назывАЕмОМ РелигИоЗном, дАОСизМЕ, ФилОсОфиИ "УчЕнИя о ТаИнственнОм" (СюаНЬ сЮЭ) и БУДдиЗмЕ Жэнь1 СталО ИГРАТЬ рОЛь ОДНОЙ Из вАЖнЕЙшиХ ДобродЕТелеЙ - мИлосеРдИЯ, преодолеВаЮЩЕГО БарЬер меЖду "я" и "НЕ-Я" (У Во1).

неокоНФУциАнЦы поД ВлиЯнИЕМ ханЬ Юя (768-824) раСШИРили оНТОлОгиЧеское сОДержанИЕ понЯТИЯ "ГуМанНОСТь". чЭН хао, чжан Цзай, ван ЯНМин И дрУГИЕ ТРАКТОВаЛи ЕЕ КАК атРИбУТ нЕБа (тЯнь), ОрГаничесКУю ЕдИНОСУЩнОСТь иНдиВИДА со вСем мИРоЗдаНиЕм, УподоБлЯя отсутСТвИе ЖЭнь1 ФИзИЧЕсКОму паРАлИЧУ (МедИЦИНский СМыСл ВЫРАжения "бУ жЭнЬ" - "неГУманНоСтЬ"). ван ЯНМИн УтвержДал, чТо жэнь1 "ОБрАзУЕт ЕДИНоЕ ТЕЛО (ти) с КамнеМ и чеРЕПиЦЕЙ".

в траКтоВКАх ЖэНь1 нЕоКОнфуцИаНсКИмИ мыСлИТЕЛяМИ концА импЕрИИ ОТРаЗИлиСЬ осОбеНнОсТИ вОспРИЯТИя иМи ЗАПАДной НАУЧНоЙ мЫсЛИ. танЬ СыТун иДеНТиФицИРОВаЛ ЖэНь1 с оБЩепРИРОднОЙ "СИлой ЛюбвИ" (Ай лИ), кОнсТаНтным И вСеоБЪЕмЛЮЩИм ПрОявлЕНиеМ мирОВоЙ СуБСТанЦИИ - ЭфИРа (ИТАй). кан Ювэй, рАзДеЛяЯ эТу тОЧкУ ЗРеНИя, сВЯЗываЛ жЭНь1 с ЭлЕКТРомАгниТНым пРитяЖеНИем.

ФИЛОсОфы 20 в., инТЕРПРЕтИрУюЩие КлаСсиЧеСкие КитайСкИе дОКтриНЫ, ТОЛкУют жЭнЬ1 в изнаЧАЛьноМ конФУЦИАнсТвЕ КАк СозНАтеЛьное сЛедОвАнИе этИчесКим НормаМ (ху Ши) Или СПОнтаНную нраВствЕнную иНтУиЦию (лян шУМин), а в НЕоКонфУЦиАнСтве - КАк ПРИНциП "МОРаЛьНоЙ мЕТАФИЗИКи" (даодэ Ды СиНшансЮЭ), выРАЖаЮщИЙ саМоСОзИДаЮщеЕ ЛИчНОСТНОЕ Начало (ФЭН юлАНь, МОу ЦЗУнсАнЬ, ду вЭЙМиН)

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.