МОИЗМ


Значение МОИЗМ в английском языке

"школа Мо" (мО ЦЗЯ), древНекИтАЙскоЕ ФиЛософСКо-реЛиГиОзнОЕ учеНИе, СФОРМирОВАвшеЕсЯ В 5-4 ВВ. ДО н.э. и получившЕе ШИРоКоЕ распРОсТРАнЕНИе в 4-3 ВВ. дО н.э. Во мнОгоМ БлАгОдаРя сВОИМ ПОПУлИСТсКИм УСТаноВКаМ, метоДОлОГиЧеСкИ ФУНДироВаНноЙ АРгУмЕНтацИи И ШИроКоЙ пРаКтИчеСКОЙ ДЕяТЕЛЬНосТи еГо АДЕПтов, сплочеНныХ в ВОЕннО-рЕлИГИОЗнЫЙ "оРДеН" И СПосоБнЫх нА ТакИе РадИкАлЬНые АКциИ, как массОВое сАМоуБиЙсТВо (БОЛеЕ 180 чеЛОвЕк вО ГЛаВЕ С МЭн ШЭноМ) и каЗНь СОБсТВЕннОГО сЫнА (фУ ДУНЕМ).

СоГЛАснО тЕОРИИ прОиСХоЖдЕНия дРевнЕКиТаЙСКиХ фиЛОсОфСКИХ шКОЛ, ВЫДВиНУТОЙ лЮ сИнеМ (46 до н.Э. - 23 н.Э.) И ЗафИкСирОВАнНОй БАнЬ Гу (32-92) В БиБлИОГРафиЧЕСкоМ кАТалОГе И вЭНЬ ЧжИ (ТРАКтат оБ иСкусСтвЕ И ЛИТеРАТуРЕ), ВошЕДШеМ В хАНЬ шУ (кНиГа ХаНь), моИЗм СОЗДаЛи вЫхОдцы иЗ храмОВых сТорОжей. РазВИвшиЙ ЭТУ ТеОРию в 20 в. И ОсноВыВАющИЙся На ОТраЖЕНнОМ В гЛ. 50 "поПУлЯРнЫЕ УЧенИЯ" (сянь сЮЭ) ТраКтаТа хань фэй-цзЫ (3 в. до Н.Э.) ОПрЕДЕлениИ КоНфуцианцев и МоистоВ кАк "ЖУ" ("УчЕНые ИнТеЛлеКтУАЛы") и "ся" ("воИны-уДАЛьЦЫ, РЫцАрИ"), фэН юлАНь (1895-1990) свяЗаЛ ПроИсХожДеНиЕ МОиЗМа с социАлЬной прОСлоЙКой "Рыцарей", ЧТо ДОлжнО ОБъЯсНяТь ПоВЫШЕННЫй иНтЕРЕС Его преДСТаВИТЕлей К ВоеннОй ТеМаТИкЕ И ИХ алЬтРУистиЧеСкоЕ НарОДОЛюбИе.

МОИзМ явИЛся ОДНОй ИЗ пЕРвЫх теОрЕтИЧескиХ реАКЦий НА кОнфУцИаНсТвО. сОЗдАтЕль и ЕдинСтвенНый кРУпНЫЙ прЕдСТаВИтЕЛь шКоЛы, НазвАнноЙ его иМеНем, - МО Ди, иЛи Мо-цЗы (490-468 - 403-376 дО н.Э.), СогЛАСно ХуАЙнАнь-ЦЗы, ПеРвОНачалЬнО БЫл сторОНникОм КОнФуцианСтвА, а ЗаТЕМ ВысТуПИл с его РЕЗкой кРиТиКОЙ. от ДругиХ фИЛОСОФСкИХ ТеЧЕНИЙ ДРЕвнегО китая МоизМ оТЛИЧаЮт ДВе СПецИФиЧЕсКИе ОсОБЕННостИ: теОЛОГИзИровАннОсТЬ И ОРгАНизаЦИОнная ОФОРМлЕнНоСТЬ, Что ВмЕСТЕ с ПОвыШенНым интеРЕсоМ к Логико-метоДОлоГичЕсКОЙ ПРОблЕмаТиКЕ ОкРАШИвАЛо ЕгО В СхоЛастИЧЕСкИЕ тОНа. эТа СВоеобРазнАЯ сЕктА ВыХодЦеВ Из нИЖНих сЛОеВ Общества, пРежДЕ ВСеГо реМесЛЕННИКов И вНЕштАтныХ ВОИноВ-удалЬЦОв, ОЧеНЬ напомИнАЛа пИфаГОРеЙСкиЙ СОЮЗ И возглавЛяЛАСЬ "ВЕЛИкИм учитЕЛем" (ЦзЮй цЗЫ), КоТорыЙ, СоглАСнО ЧжуАН-цЗы (Гл. 33), считАлСЯ "сОверШЕННОМУДрЫм" (шэн) и котоРого Го мОжо (1892-1978) сРаВниЛ с паПой риМскиМ. рЕкоНстрУиРУетсЯ сЛеДующая прЕЕМсТвеННоСТЬ оБлаДатЕЛЕЙ ДАННоГо поСТА: МО дИ - циНЬ гУлИ (хуали) - МэН шЭн (СЮй фАнь) - тянь Сян-ЦЗЫ (ТяНЬ цЗИ) - фу дуНь. заТЕМ В КОнЦЕ 4 В. дО Н.э., По-ВиДИмОмУ, ПРоиЗОШЕЛ РАСпАД еДинОй ОрГаНИзАцИи На два ИЛИ тРИ напРавленИЯ "отДеливШИхСЯ МОИстОв" (бЕ Мо), Во гЛАВе КОторых Стояли сЯнлИ цинЬ, сЯнФУ (боФу), ДЭНлИН. ПОсЛе тЕОРЕТИЧеСКОГо и практичЕСкОГО РаЗГРОмА МоИзМА Во вТоРоЙ ПОЛОвИНЕ 3 В. ДО Н.Э., обУСлОВЛенноГО ЕгО соБСтВЕНнОЙ деЗИНТЕГрАЦиЕй И антИГУМаНиТаРНЫми реПРесСИямИ ПрИ динАсТИи ЦИНЬ (221-207 до н.э.), а такжЕ коНфУциАнСКИМи ЗапРЕтАми в ЭПохУ хАНь (206 До Н.Э. - 220 Н.Э.), оН прОДОлжал сУЩесТВовать ЛИшЬ Как ДУхоВНОе НасЛЕдиЕ, КОЛЛектиВнО выРаботанНОЕ нескОлЬкиМИ ПоколенИЯМИ ЕГО прЕдстАвиТЕлеЙ, ЦеЛИкОм пРипИСАнНОЕ гЛАвЕ шКолЫ и зАкреПлЕнное в глУбОКоМ И ОБШИрНОм, НО ПлОхо сохраНивШЕМСя трАКтаТе мО-цЗЫ.

УЧениЕ сАмОГО МО-цЗы иЗлОжЕНО в деСЯТи НаЧАльнЫХ глаВах, НАзВаНИя кОТОРЫх оТРАжАют ЕГО ОСНоВОПоЛагающИЕ идеИ: "пОЧиТАниЕ ДОсТОйнЫХ" (шАн сЯнь), "поЧитАНие еДИНЕНИЯ" (ШАН туН), "оБъедиНяющаЯ лЮбовЬ" (ЦЗянь АЙ), "ОТРИЦаниЕ НаПАдений" (Фэй гУн), "сОКраЩение пОтребЛЕНиЯ" (цЗе ЮН), "сОкрАщеНиЕ ПогребАЛьнЫх " (цЗЕ ЦзАн), "вОЛя нЕба", (тЯнь чЖи), "дУховиДенИЕ" (МИн гУй), "оТрИцАНие мУзЫКи" (фЭй юЭ), "ОТрицаНИе ПРедОПрЕдЕлЕНИЯ" (фЭЙ мИН). вСЕ онИ разБИтЫ На ТРи сХОжИе дРУГ с ДрУГОм чАСТи, чТО ЯвиЛось СЛедстВИеМ оТМЕчеНнОгО в ГЛ. 33 чжуАН-цзы и гЛ. 50 хАНь фЭЙ-ЦЗы РаЗДЕлЕНИя МоистоВ на Три НАпрАвЛЕНия, КАжДоЕ из КотоРЫх ОставИло СВоЙ ВАрИАНТ изЛОжЕНИЯ оБщИХ ПОложеНий. В сЕРеДиНе трАктаТа ПомеЩЕны ГЛавы "кАнОН" (ЦзИН), "иЗЪЯСНеНИе КанОНА" (цЗИН ШО), кАЖДая В двуХ ЧаСТЯх; "БОлЬШой ВЫБоР" (да цюй) И "МАЛый ВыбОр" (СяО ЦЮй), кОТОрЫЕ вМЕстЕ НАЗЫвАЮТСЯ "моИСтсКиМ каноНом" (Мо Цзин), иЛИ "мОИСТсКоЙ ДиаЛеКтикОЙ" (мО БЯнЬ), И ПРЕДСТАвЛЯЮТ СоБоЙ фОрМализовАнныЙ ТЕКСт, ДЕМоНСтриРуЮЩИЙ высШИе ДоСТИЖеНия ДРевНЕКиТаЙсКОй пРОТОЛОгИчеСКой меТОдОЛоГии, получЕнные К 3 в. до н.э. в КРугаХ позДнИХ моИсТов иЛИ, согЛАсНо гипОтеЗЕ Ху шИ (1891-1962), ПосЛЕДОватЕлЕЙ "ШкОлы ИмеН". СОдержанИе ДаННОго РаЗДЕлА Мо-цзЫ, ОхватЫВающеЕ ПРежде всЕгО ГНоСеОлоГичЕСКУЮ, лОГИКо-грАМмАТичЕсКУю, мАТЕматИЧескУЮ и ЕсТЕСТВЕнНОнаУЧНУю пробЛемаТиКу, БлаГоДаРЯ еЕ слоЖнОстИ И специФическоЙ (иНТеНСИоНаЛЬНОЙ) фОрмЕ ИзЛоЖениЯ СтАлО МалОпоняТНым УЖЕ для бЛиЖайШиХ ПОтомкоВ. ЗаКлючИтеЛьНые гЛАВЫ тРактАта, ПоЗДнеЙшие по ВРемЕНИ нАпиСанИЯ, ПоСВЯщЕНы бОлеЕ КОНКретНЫМ вОпРосаМ ОбороНЫ гОРОдоВ, фоРТИфиКацИи И СоорУЖЕНиЯ зАЩитНыХ ОРУДИЙ.

глАВНый ПАФос СОцИаЛьНО-этИчЕского ядРа МоиСтСкОЙ ФИлоСОфИи - АСКеТИЧесКОЕ НАРОдОлюБие, пРедпОЛАГаЮЩЕе бЕЗуСЛоВныЙ ПрИМат кОллеКТивноГо нАД ИНдиВидуалЬНЫм И бОрьбу с ЧастнЫМ ЭгоиЗмоМ Во иМЯ ОБЩеСтВенНоГо АльТруиЗмА. ИнТЕресы нАрОДА В ОсНОВНом СвОДятся к УДоВлЕтВоРеНию элеМЕнТАРНыХ МаТеРИаЛьНЫх ПотРЕБностЕй, ОПрЕдЕляющИх егО ПовеДЕНИе: "В уРоЖАЙНый гОД ЛюДи ГуманНЫ И дОбры, в НеуРоЖАЙнЫй - нЕгуманны И зЛЫ" (мо-ЦзЫ, гл. 5). с эТОй ТОЧКи ЗрЕнИя трАДИЦиОнНЫе фОРМЫ ЭТиКО-рИтУаЛЬнОЙ блАгОпрИстойНОСТИ (ЛИ2) И мУЗыкИ РассМатрИВАЮтся КаК ПроЯвлеНиЯ РаСТоЧИтеЛЬСТВА. СТРОГО ИЕрархичНой КоНФУЦИАнскоЙ гуМаННоСти (ЖэнЬ), кОторую МоИСТы НазываЛи "рАзДЕлЯющеЙ ЛюбОВЬю" (БЕ Ай), НапРАВлЕННоЙ тоЛьКо на СВоИХ бЛИзКИХ, ОНи пРотИвОПоСтавили пРинцИП всеОБЪЕМЛЮЩЕЙ, ВЗаИмНоЙ и раВНОЙ "оБЪЕдИняющей ЛюбВи" (цЗяНЬ ай), А КОНфУцИАнСКОМУ АНТиутиЛИтаРиЗму и АнтиМеРкАнтИлИзмУ, ПреВОзнОсивШеМУ ДОЛЖНУю СпРавеДлИВосТЬ (и) НАД ПОЛЬзоЙ/вЫгОдОй (ли3), - приНцИП "вЗАИмнОЙ ПоЛьЗЫ/вЫГодЫ" (сЯн Ли).

вЫСшим гАРантом и ТоЧнЫм (кАК ЦИркуЛь И УГолЬНИК Для круга И кВаДРата) КРИТериЕМ ОБОСНОВаНносТИ этОй пОзИцИи МОисТЫ СчИтАЛИ ДеифИЦИровАннОЕ нЕБО (тянь), кОтоРОЕ прИносИТ СЧастЬЕ томУ, Кто исПЫТЫваЕТ к лЮдЯм обЪЕДиНяЮЩуЮ лЮБовь И ПРИнОСИТ иМ пОЛЬзу/ВЫгодУ. вЫсТУпАЮЩЕе В качеСтВЕ УНИВеРсальНОгО "обраЗцА/зАКОНА" (фа), "блАгодатНое" (ДЭ) и "бЕсКоРЫсТнОе" (У СЫ) небО, С Их точки ЗреНИя, нЕ иМеЯ НИ ЛИЧНОстНыХ, НИ антРОПОМОРФНыХ атрИбУтОв, тЕМ не МЕНеЕ облаДаЕТ ВОлеЙ (ЧжИ3), ПОмЫСЛами (И3), ЖеЛаНиямИ (ЮЙ) И ОДИНАКОВО ЛЮбиТ вСе ЖиВое: "НЕбО жЕлаЕт жиЗнИ подНебеСнОй И нЕнАвИДИт еЕ СМеРТь, ЖЕлАеТ Ее ПребывАНиЯ В БоГатСтВЕ и нЕНАВИдиТ Ее беДнОСть, жЕЛАет ей нАХОДиТЬСЯ В поРЯДке И НЕНАВидиТ СМутУ в ней" (Мо-цзЫ, ГЛ. 26). ОДНиМ Из ИСтоЧНикОВ, ДАюЩИх воЗМожноСТь судить о ВОЛЕ НеБа, прИЗНавАЛиСЬ посредствУЮЩие мЕжДу ниМ И ЛЮдЬмИ "Нави и ДУхи" (ГУй шэнь), о сУщЕсТвоВаниИ КоТОРЫХ СвИДЕТЕлЬстВУют исТоричеСКие иСтоЧНИКИ, СОобЩающИе, Что С Их ПомоЩью "В ДреВнОСТИ соВеРШенНОМуДРЫЕ прАВИТеЛи нАвоДИли ПОрЯдОК В поДНеБеСНой", А Также ушИ и глаЗА мНоГИх СоВРЕменниКОв.

в ПоЗДНЕм мОизме, пЕРЕоРИентИрОВАвшЕМсЯ С ТеИСТИЧЕСКих аргуМеНтОВ нА ЛОГИЧеСКиЕ, всеОБъЕмЛЕмОстЬ ЛюБВИ ДоКАЗыВАЛасЬ теЗисоМ "люБить лЮДеЙ Не ЗНАчиТ ИсКлючаТь СЕБя", ПРеДПоЛагаЮщиМ вХОждЕНИЕ СУБЪеКта ("СЕбя") в чИСло "люДЕЙ", а контрАРНая ОППозИция меЖдУ АпОЛоГиЕЙ ПОЛЬзы/ВЫгодЫ И ПРиЗНанИЕМ дОЛЖнОЙ сПрАВедЛИвоСТИ "жЕЛАНнОЙ НЕбУ" И ЯВЛЯЮЩеЙСя "САмым цЕнным в ПоднебЕсНой" СнИмалАСЬ прЯМОй деФиницИЕЙ: "дОЛЖнАя сПРАвЕдЛивосТь ЕСТь пользА/ВЫГоДА".

боРясЬ С аССиМиЛированНОй КонфУциАНсТВом дрЕВНЕй вЕРОЙ в "неБЕСНОЕ пРеДОпрЕделенИе" (тяНЬ миН, СМ. мин-прЕдоПредЕЛениЕ), МОИСТы УтвеРЖДалИ, ЧтО В суДЬбАх ЛЮДЕй нЕТ ФАТАльНого преДОПРедЕлЕНИЯ (МИН), ПОЭтОму ЧеЛовЕК ДолжеН БЫть акТиВЕн И ДеятЕЛеН, а пРАвИТЕлЬ - ВНимаТЕЛЕН К дОсТОИнСтВАМ И ТАЛАНТаМ, КОторые сЛЕДУЕт ПочИтаТь и ПРОДВиГать НезАВИСИмО От СоцИАльноЙ ПРиНадлЕЖнОсти. рЕЗУлЬтАтоМ праВиЛьНОГО ВзаиМодеЙсТВиЯ веРХоВ И ниЗОв На осНОвЕ ПринЦипа РавНыХ возМОжНосТеЙ, СогЛасно мо-ЦЗЫ, ДолжНО СТАть вСеобщее "еДиНЕНИе" (тУН), Т.Е. ПреодОлеВШЕе жИвоТНый хАоС И ПеРвОбыТНЫе смуты ВсЕоБЩеЙ вЗаИмНОЙ ВраЖДЫ ЦЕНтрАЛИЗОванНо упрАвлЯЕмОе, МАшинооБРазНое, сТрУктурНОЕ цеЛОЕ, КОТОрОе СостаВляЮТ ПОДНебеСнАя, НарОд, ПРавИТЕЛи, ГОсуДАрь И саМо нЕБо. эта идЕЯ, По мНЕнИЮ нЕКОтОРых СПецИалИсТОВ (ЦаЙ шаНсы, хОУ вАЙлУ), ПОРОДИЛа зНаМЕНИТУЮ сОЦИальНую уТоПИЮ вЕлИкОГо ЕДИнЕнИя (да тУн), опиСАННуЮ в гл. 9 лИ юНь ("цИРКуЛЯциЯ БЛАгоПРисТойнОсТИ") КоНФУЦиаНСКоГО ТРАктАтА ли Цзи. В свяЗи с Особым ВнимАнИеМ СО СТОрОнЫ ПрЕДСтаВиТЕЛЕЙ "школЫ Имен" К катЕГоРИИ "тУН" в ЗнаЧЕнИИ "тоЖдЕстВо/пОдоБИЕ" поздНИЕ мОистЫ ПОДвЕрГЛи ЕЕ сПЕЦИАлЬНоМУ анАЛиЗУ и выдЕЛИЛи ЧеТыРе гЛавныХ рАзноВиДносТи: "Два ИмЕНи (Мин2) ОдНОй реАЛии (ШИ) - тУн ПоВТоренносТь (ЧУН). невЫдЕЛЕНноСть ИЗ ЦелогО - туН едиНотеЛЕСносТь (ти). СОВмЕсТноЕ НаХОЖдениЕ в ПОмеЩенИИ - тун совпАДеНие (хЭ3). нАлИЧие ОСНОвАнИЯ для ЕдИнЕНИя (ТуН) - ТуН РОдСтВенНОСТЬ (лЭЙ)" (цзИн шО, ч. 1, Гл. 42). ВАжНЕЙШИМ ВЫвоДоМ Из моИсТСкОГо иДеАлА ВсЕоБЩЕгО "ЕдИНЕНия" стАЛ призЫв К АнТИмИЛитарИСтскОЙ И мИРОтвОрчеСкой деятеЛьнОСти, КоТорый ПодКреПлялся ТЕОрИей ФортИФИКаЦиИ и ОБорОны. ДлЯ ОтсТАивАния и ПРОпАгАНДЫ сВоиХ ВзгЛяДоВ моисТы РаЗраБАтывалИ спецИАЛьную тЕхНИкУ УбЕЖДенИЯ, коТораЯ ПРИвЕЛа к СОЗДАНИЮ орИгиНАлЬнОЙ эРисТИКО-СЕмантичЕсКоЙ ПРоТоЛогИки, сТАВШеЙ их глАвным вКлаДоМ В кИТАйсКУю ДуховнУю КуЛьТУру.

вПЛОтЬ до 18-19 ВВ. тРАктаТ МО-ЦЗЫ занИмал маРгиНальное ПолОЖенИе В ТраДицИОНнОЙ КИТАЙСкОЙ кульТуРЕ, сПеЦиФИЧескиМ проЯВЛеНИем ЧЕго СтАЛо ВклюЧенИе егО в 15 в. В сОсТАВ КаНОниЧЕсКОй даОсСКОЙ бИБлиотеКИ дао цЗаН (сОКровиЩНиЦа Дао), ХОтЯ уЖЕ в МэН-цзЫ БЫла отмеЧенА прОТИвОПоЛОЖнОстЬ мОИзМА и даОСИЗМа (ПрЕдСтАвлЕНного яН чжу). ПОвыШЕННыЙ ИнтеРЕС К МоИЗму, ВоЗнИкшиЙ в КонцЕ 19 - началЕ 20 В. и ПОДДЕржАНнЫЙ тАКими ВИДнЫМИ мыСЛителЯМИ И ОбщЕСтВЕННЫМИ ДЕятЕЛяМи, каК тАнЬ сыТун (1865-1898), СУНЬ ЯтСЕН (1866 -19 25), ЛЯН ЦиЧАо (1873-1923), Лу синь (1881-1936), хУ ШИ и дРУгИМи, обУСЛОВЛивАЛся, ВО-ПЕрвыХ, оБщЕЙ теНдЕНЦиЕЙ виДЕТь в нЕМ ДРевНЕе пРОвОзВЕСТие утилиТаРИЗма, СоциАлизМА, коммУнИЗма, МАРКсИзмА И ДАжЕ ХрИСтиАНСтвА, ЧтО ЗатеМ оБерНУЛоСЬ ЕГо ОБЛИчениЕМ го можо Как тотАЛитАРизМа ФАшиСтсКОГО тИПа, А вО-вТОрыХ, стИМУлироВАннОй СтоЛКНОвениеМ С заПаДом аКТивИЗаЦией ПОИскОв китайскИх анАлОГОВ ЗАПАДнОй нАуЧнОй мЕТодолОГии.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.