"Учение о символах и числах", заП. "НУМЕРОлогИя". В ШироКОм СмыслЕ - униВЕРсальнАя теорЕТИчЕскАЯ СИстема, гЕНЕТичЕСКи пРоизвОднАЯ от АРХаическИХ пОЗнаВаТЕЛьнЫХ стрУкТУр, пРеЖДе ВсЕгО маНТичеСкОГо кЛасСИФиКациОниЗма; игРаЛА В традИЦИоННОм китАЕ рОЛь НаибОЛЕЕ ОБщЕЙ фоРмАлЬной метоДОЛОГиИ фИЛоСофскогО и наУЧНОГо ЗНАния, выСТуПАя В КачеСТве ФУНКцИоналЬНОГО АНаЛОгА фОрМАльнОй логиКи, не вОЗНиКШеЙ таМ каК саМосТОяТельНАЯ наУКа. В УЗКОМ сМЫСлЕ - ОДНо ИЗ коНЦЕпТуАльнЫХ оформлеНИй укаЗАННОЙ СиСТемы, соЗдано в ПеРИод прАВлЕнИя дИнаСтИи хаНЬ (3 в. дО Н.Э. - 3 В. н.Э.) гЛавНым ОБРазОм уСилиЯмИ КомМентАтОроВ ЧжОУ и, СИнТеЗИрОвАвшиХ ОБщеМетОДОЛоГиЧеские пРиНцИпЫ кОнФуЦианстВА, даОсИзма И инЬ-Ян ЦзЯ и свяЗаВШиХ ИХ с приРОднЫми зАкономЕРнОсТЯМИ, ПочЕрПнутымИ в ОСНовном ИЗ астрономиИ, технИкИ кАЛЕндАрных РАСчетОв и теОРИИ МуЗыкИ.
сЯн шУ чжи сЮЭ СтроИТсЯ На ВсЕоБъЕмлЮЩЕм КЛАсСифИКАЦиОНиЗМЕ и ОСобоМ тиПе оБобЩЕНия-ГенеРаЛизАциИ (ГУН1), Т.Е. пРЕДстаВЛенИи КЛАсСА обЪекТов ПУТЕМ выДЕлЕНия из него саМоГо ХАРАктеРноГО (ЦенногО, глАВНОгО и Т.п.) ОбъЕКТА в кАчеСТВЕ РЕПрезеНТАнТа бЕЗ АбстРАГИрОвАнИЯ свОЙСтВ кЛасСА. тАк, рЕпРЕЗЕнТАнТоМ КЛаСсА людей ЯВЛяеТСя ЦАрь, ПоэтОмУ, НапР., в РАзНых СПИСкАх ДаО дЭ ЦзИнА ТЕрМИНы "Жэнь1" ("челОВек") И "ван1" ("ЦарЬ") вЗАимозАмеНимы ПрИ ОПиСанИИ чЕТВЕРтого урОвнЯ БЫТиЯ, СлеДУюЩЕГО ПОслЕ Дао, нЕБА И зЕмли (Гл. 25).
ФУНДамеНт СяН шУ ЧжИ СЮЭ соСтаВлЯют ТРИ тИПА НУМеРолОГИЧЕскиХ ПОстРОений, КаЖдыЙ Из коТорЫХ пРедСтавЛеН В двУх РАЗновидНОстЯх: 1) "СИмвОлЫ" (СяН1) - ТРигрАММЫ, гекСАгрАМмЫ; 2) "числА" (Ту1) - хЭ тУ ("пЛаН РЕкИ"), Ло Шу (дОКуменТ Ло), 3) "сИМвОлЫ и чИсЛА" - ИНь ЯН (тЕмное И сВЕТЛОЕ), У сИН1 ("Пять ЭлЕмЕнТоВ "). сАМА эТА сИсТЕМА НуМЕРологИзиРОВАнА, пОСкОЛькУ оСНоВАНА На Двух иСхоДнЫх нумеРОЛогИЧеСкИХ чисЛаХ - 3 и 2. в НЕЙ таКжЕ ОтрАжЕНЫ ВсЕ Три ГлавНЫх вИдА гРАфИчеСКоЙ СИмВоЛИЗАциИ, ИСПОлЬзовАВШИЕСЯ В ТРАдициОнНоЙ кИтАйскОй КулЬтуРЕ: 1) "сИмВоЛЫ" - ГЕОметрИЧеСКОй ФОрмЫ, сХемЫ, РИСУНки, 2) "ЧИСлА" - Цифры, 3) инь ян, У сИн1 - ИЕРОгЛифы.
обРАЗуЮщИе СЯН ШУ чжи СЮэ ЭЛЕмЕНТЫ - МаТЕматИЧЕсКие И мАТЕМАтиКОПОдобныЕ поСТрОЕНия, Т.е. пРоСТРАНстВеннЫЕ ("ГеОМЕтРИчЕскИе") СтРУктУРы и ЧИслОвЫЕ ("АрИфМетичЕсКИе") кОМплеКсЫ, - СВяЗаНы дРуГ С дрУгОм ШИРоким КРугом свЯЗеЙ: мАтЕМАТИЧЕСКИх, СИмВоЛиЧесКих, АссОЦИативнЫх, ФАкТуАЛьНыХ, эСтЕтичеСкиХ, МнеМОничЕСкИХ, сУГгЕстИВнЫХ И ДруГиХ тАК, ПРивЕдЕнЫ вО вЗАИМНОЕ сООТВЕтсТВИе ЧЛЕНЫ фУнДаМеНтаЛЬныХ НуМерОлОГиЧЕсКИх ПАр: КРуг-кВаДрАТ/ПРяМОУгОлЬнИК, 3 - 2, неБО - ЗеМля, ЯН1-ИНЬ1, ЦЯнь-КуНЬ (см. гуА) И т.Д. ВСем вАжнЕЙшИМ катеГоРИЯм Сян шУ ЧЖи сЮЭ - ТАЙ И ("вЕЛиКОе едИНоЕ"), ляН И ("ДвА ОбраЗца"), сАнь цАй ("ТрИ нАчала"), Сы СяН ("ЧЕТЫРе СиМВоЛА"), у сиН1 ("ПЯТЬ ЭлЕМеНТОВ"), бА гуА (ВОСЕМЬ ТРИГрАММ), ло Шу (МАгИчЕСкИЙ КВадРАт иЗ ЧИсел ОТ 1 до 9), хЭ ТУ ("маГическИй КреСТ" ИЗ чиСеЛ оТ 1 ДО 10) и ДРУгИМ - ПРИсуща каК "АрифМетиЧеСкАя", тАк И "ГеОмЕТрИчЕСКАЯ" ИПОстасЬ. ОНтолоГИчесКиЙ бАЗиС ЭтОго тОтАЛЬНОго кЛаССиФИкАцИониЗМА ОсМыСлЯлся с Точки зРеНия ОБщеПРиНяТОго В кИт, ФИлОСофИи прЕДСТавлЕния оБ органичесКой ("теЛесной") ЦеЛОСтноСти миРОЗДаНиЯ, однОРОДНЫе (Тун ЛЭЙ) элЕМеНТы котОрОгО вЗаИМоДЕйСтВуют пО приНЦиПУ РеЗонАнСА. ПОДобнО ПИфагоРЕЙСТВу, СЯН Шу Чжи Сюэ МОжеТ бытЬ ОпреДЕлЕНО КАК УчЕние О МУЗЫКаЛЬнО-чисЛОвОЙ стРуКТУрЕ кОСмОса.
В цЗо ЧЖуАНи (си-ГУН, 15-Й г., 11-Й мЕс. ) ПРоисхоЖДенИе Сян шу чЖи СюЭ ВыВеДено Из сОединенИя ДВУх дРевНЕйШих (КоНЕЦ iI - нАЧалО I тыСячЕлЕТИЯ дО н.э.) ВИдоВ ГадАТЕЛьнОЙ ПРакТиКи - НА пАНциряХ черепАХ (Бу) и с ПоМоЩЬю СТЕБЛЕЙ ТыСЯчЕЛИСтНикА (ши7). рЕЗУлЬтАтами боЛЕе ДРЕвНЕй И АВтОРиТетнОЙ прАктИки БУ бЫЛИ геОМеТризИРовАнНые И соОтНЕСЕнНЫе С ПРОСТРаНСтвеНнЫми кООРдИНАтАми (стрАнамИ СВЕТа) МантичеСКИе ФигУРЫ, тО Есть "сИМВолЫ" (СЯН1) - перВИчНые эЛЕМЕНтЫ сяН ШУ ЧЖИ сЮЭ. резулЬТатаМИ ПОЯвившЕЙсЯ ПОЗДнеЕ ПраКтикИ ши7 ЯВляЛИСь веРоЯТНоСтнЫе коМБиНАЦИи СТЕБЛЕй, протОТИПА сЧетНых пАлоЧеК, тО ЕСть "чиСлА" (Шу1), - вториЧНЫе ЭлемЕнтЫ сяН Шу ЧЖи СЮЭ. ПерВыЙ И ГлАВнЫй тЕорЕТИЧЕскИЙ сиНТЕЗ того и ДРУгОГо Был ОСУщЕСТВлЕН в КанОНе чЖОу И (8-4 Вв. ДО Н.Э.), осноВУ коТоРого сосТавЛЯют гЕомеТричеСКие СИмволЫ (чЕРтЫ, трИГРаМмЫ, ГеКсагрАмМЫ и друГИЕ), обЛадАЮЩИе чИСЛОвыМи ЗНАЧеНИЯМи И ДажЕ ЦИфРовЫМи оБОзНАчЕНИЯМи ("шЕсТь" И "ДевяТь" - НАзВАНия дВух ТИПов чЕРТ). в УКАзАнНом МеСТЕ ЦЗО ЧжуанИ была ТАкжЕ опРеДЕЛЕНА оНтОлОГизИроВАнНая иеРаРхиЯ "сИмВолОв" и "ЧисеЛ": "роЖДАЮтСЯ Вещи, А ЗаТеМ воЗниКАюТ сИмвоЛЫ; всЛЕд ЗА СИМВОлаМи возНикает размноЖЕниЕ; всЛед За РАзмножЕниЕм ВОзНИКАют чИслА". Эго полОЖеНИе ПОлУЧИло мЕТодолОгИЧЕсКУЮ ФОРМуЛИрОВКу в ЧжОУ и, гДЕ ПРи теОРеТИчеСкОМ ДвИЖенИИ В оБраТом напРаВЛЕНии "За ДоВЕДеНИеМ дО пРЕДЕЛА чИсЕл СЛедуЕт усТаНоВЛенИе СиМвОлов поДнеБЕСНОЙ" (си Цы чжуАнЬ, i, 10), И наШЛо ОТражЕНиЕ в исхОДнОм мАТЕМатичЕсКОМ каНонЕ ЧжОУ Би: "ЗАКОНЫ ЧиСЕЛ исходЯт Из кРуГлОГо И кВАдРаТнОгО". ОДнАКО позДнее шАо ЮН (11 в.) выДВИНул проТивополОжНЫй тЕЗИс О первИчНОсти ЧисеЛ: "ЧИсЛА роЖдаЮт сИмВоЛы".
ОсОбОе РазВиТиЕ сЯн ШУ Чжи Сюэ поЛуЧИлО В пЕрИод ПРАВлЕНИЯ динАСТИИ ХанЬ, ОбРЕТЯ ОбщеПрИзНанНЫЙ мЕтОдолоГИЧеский СТАтуС И ПодаВиВ ЗачАТки ПротОлогикИ, ВОЗНИКшИЕ В УчЕНИЯХ МоистоВ (см. мОИзМ) и "шКОЛЫ ИМЕН" (мин ЦЗЯ). венцом ЭТоГО прОцЕсСа сТАлО соЗдАние ТрАКТатОв цЯнь ЦЗО ду (пРоНИкаЮщЕе изМЕренИе тВОРЧеСтвА), тАЙ сЮАНь Цзин (КанОн ВеЛикОй ТаЙны) Ян СЮНа (1 В. до н.э. - 1 В. н.Э.), И ЛИнЬ (Лес ПЕрЕмЕН) Цзяо ГУНа (1 В.) иЛи ЦУй чжуанЯ (1 в. До н.Э. - 1 в. н.э.). РазвИТиЕ сЯн шУ ЧЖи сЮэ СтаЛо ОДНиМ ИЗ ФакТоров вознИкНовЕНиЯ неОкоНФуЦиАнСтвА, в РАмКаХ КотОрОго веДУЩИе нУмЕрОЛОГиЧеСкиЕ уЧения сОздали шао юН и ЦАЙ ШЭнЬ (11-12 ВВ.). ПечАть сЯн шУ чжи Сюэ в ТОй илИ ИнОй мерЕ ЛеЖит не ТоЛьКо На ВСеХ главнЫх фиЛОсОФскО-РелИГИОЗныХ учениЯх (КонФУЦИАнСТВО, нЕоКОНфуЦиАнсТвО, даОСиЗм, буДДизМ И друГиХ) И наУчНыХ дИСЦИплИНАх (особЕННО маТемаТИкЕ, асТРОНомИи, хронОмеТрии, тоПОГрАФИИ, МЕДИЦИне, АЛхиМИи), но и нА литеРатУре, иСКусСТве И в цЕлОм куЛьТУРЕ тРадИционНоГО КиТАя.