ВЭНЬ


Значение ВЭНЬ в английском языке

"Знаки, письменность, культура, культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность" - Одна ИЗ ЦенТралЬНых и наИБолеЕ СпеЦИфИЧныХ КаТЕГОрИй КитаЙсКой фиЛософСкой, эСтЕТИЧеСКоЙ и лИТЕратурНОЙ МЫСлИ. этимолОГИЧеСкоЕ ЗнаЧеНИе иЕРогЛИФа "вЭНЬ" - "татУИровКа, узоР, ОРНАмЕнт". тЕрМиНоЛОГичЕСКУЮ оппОзИцИЮ "ВэнЬ" сОСтавЛЯЮТ, С оДНой СТороНы, "ПрИРодНАЯ (СтИхийНАя, мАТеРиАльная) ОснОВА" (ЧЖи2) кАК сОстОяНие, ЕЩе НЕ ДОсТиГШее УПОРЯДОЧЕнНОсТи, а с дРуГоЙ стороНы - "вОЕННоЕ НАЧАЛо", "вОиНсТВенНосТЬ" (у4) кАк состояНИе РАЗруШаЮщеЕ УЖЕ СуЩЕсТВуюЩИй пОРЯдОк.

В СаМом шИрОКОм сМЫслЕ "вЭНь" озНАчАЕТ ВСЯКую вЫяВлеННуЮ (ОСМЫслЕнную) уПОРядОЧЕННОсть: нАПрИмЕР, в Живой пРиРоде - ЭТо "зНАКИ ЗвЕРЕй и птиц", т.Е. допускАющая осмыСлЕнНУЮ интеРпретАЦИЮ СИСТема иХ слЕДов (сИ Цы чЖуАнь, Ii, 2), в НЕЖИВой - "ЗнАКИ НЕбА", Т.е. АСТРоНОМИческие оБЪектЫ и яВлеНия.

КОНфуЦий, ПониМАя ВэнЬ кАК куЛЬТурУ, свЯЗАнНУю С КНИжНой УЧеНоСТьЮ, риТУалОМ И музЫКой, СЧИтАЛ ЕЕ ГармонИчНОЕ СочетАнИЕ с пРиРОДноЙ оснОВоЙ ПрИЗнАкоМ "бЛагОРодНОГО Мужа" (цзюНь цзы) (луНь юй, VI, 16, xIi, 8,15, XiV, 13).

в дАльнЕйшем пОНЯТИЕ "Вэнь" в китаЙсКОй филоСОФИИ БЫло преДеЛьнО оНТОЛогИзоровАНО. в кОМмЕнТИрУюЩЕЙ чаСти ЧжоУ и УЖЕ ГоВОрИтСя о "ЗнАКАх НЕБа" и "ЗНакаХ челОВЕкА" (ТуАНЬ Чжуань, 22), "Знаках НЕба и ЗемлИ" И ДАНО ОпрЕдЕлЕНИе "ЗнАКов" КаК пРОяВЛЯЮщеЙся В "СИМВОЛаХ" (СЯН) "вЗАИмосвЯзи веЩеЙ" (СИ цы чЖУаНь, I, 10, II, 10).

В КАЧЕсТВЕ УниВЕРсАлЬноЙ оНТолОГИЧеСКОЙ СтрУктУРЫ ЗНАКИ-ВэНЬ СвяЗывАлись с дао И ПрИнципаМи (лИ) вСеХ ВеЩЕЙ. СогЛАСно ХанЬ фЭй-цзы, "путЬ (ДАО) ДеЛаЕт ТьМУ вещЕй таковымИ, КАковы оНи суТЬ, И опРЕдЕлЯеТ тЬму пРиНцИПОВ. приНЦИпЫ сУтЬ ЗнАКИ, ФорМируюЩИЕ ВЕЩИ" (ГЛ. 20). В оСнОвЕ этих ДЕФиНИцИЙ хАНЬ фэя, рАзъЯсНяВШЕГО лАо-цзЫ, ЛежИт АНТроПоЦеНтриЧеСКАЯ идея ФУНдамЕнТалЬной КОРРЕляЦии МЕжду "геОгрАФией" и "асТРоНомиЕй", то еСть "пРИНципАМи земЛи" и "ЗнАКАми НебА", о КОТОРых сКАзанО в СИ цЫ чЖуанИ (i, 4). в КаЧЕсТВЕ УНиВЕРсАЛЬНого корРелятОра туТ ВЫСТУпАет "ДАо", пРичем Не ТольКо В АБСтРакТнОм, НО И в сАмОМ кОНКРЕТнОМ СВоеМ знАченИи "пУтЬ, ЛиНиЯ, грАФичеСкИ ВыразиМый СЛед в пРОстрАНСТВе", поСКОлЬКу "ЗЕмНЫе приНциПЫ" И "неБесНые зНакИ" - эТо ПРЕЖде вСеГО ЗРИМые ОЧеРТанИя, ЛИниИ на зЕМле и на НеБе, ЧТО обУСЛоВЛЕНО исХоДным СМыСЛом иЕроглИфОВ "Ли" И "вЭнь". абсТрАКТНое же зНАчение "даО" ИнтЕГРирУеТ заКлЮчЕннЫе В "Ли" и "вЭНЬ" пРеДсТавления о фИзИЧеских ЧеРТаХ кАК упОряДОЧЕННЫх СИмВОЛах, НАдеЛЕННЫх ОПРЕдЕленНЫми сМЫслАмИ, котОРые В свОЕЙ СОВОКупНОстИ И склАдЫВАЮТСЯ Во вСЕЛЕнсКИЙ ПУтЬ.

ПОЗДнЕЕ, в нЕОкоНфуцИАнСТВе, УТвЕРДиЛоСь пОНиМАниЕ ВЭНь как эМАнациИ ДАо (ЧЖу СИ) И "доСтупНоГО нАБлЮдениЮ ПРОЯвлЕниЯ пРиНцИпОВ" (ван яНмИН). В ГносЕОЛОгИчесКоМ аСпЕктЕ Это пОроЖДАлО АнАлоГи ТеоРИи вРОЖДеНнЫХ идЕй. Так, пО мыСЛи лИ ЧЖи, "вЫсШИЕ зНаКИ В ПОднебесноЙ нЕ Могут не ПрОиСходИтЬ из ДЕтСКОГО СерДЦА" (туН СиНь шО - изъяСНениЕ ДетскОГо серДЦа).

в трАДиЦиОНныХ ЛитЕРАТУрОвЕдчеСкиХ сочиНеНиях СЛоВо "вэнЬ" МоГлО прИменЯТЬСя В уЗком сМысле, нАПРиМеР, сВОДИться К оБОзНаЧенИЮ риФМОваНнОГо ТекСта или ЖАНрА ПОМИнАльного словА, А в ЛинГвИсТИке, ВслеД за ПЕрвым в киТАЕ тоЛКОвО-ЭТимОлОгИчеСКИм СловАРЕм Шо вЭНЬ цзЕ ЦЗы, - ОбоЗнаЧаТь ПРостой (нЕсОсТАвНоЙ) иеРОгЛИф.

В соВрЕМенНОм языке КАТЕгоРИЯ "ВэнЬ" Не утратила своЕй семАнтичеСКоЙ шиРОТы, ВыСтУпаЯ, с ОДнОй стОрОНЫ, КаК оБОзНаченИе ПИСьмеНнОсти (вЭнЬ-цзЫ), А С друГОй - ЦИвИЛИЗаЦИИ (вэНЬ-МИн) или КулЬТуры (ВэНЬ-хУА) вооБЩЕ, вкЛЮЧАЯ ее ДуховнЫЕ (НАПрИМЕР, "вэНь-сюЭ" - "лИТеРатУрА"), и МаТЕРиаЛЬнЫЕ ("вЭНЬ-у" - "преДмеТЫ МаТЕриАЛЬнОй КуЛьТУРЫ") СОСтАВЛяЮщИЕ, а тАКжЕ РаСПрОСтРАНяЯсь нА ПРироДные ОБЪеКты ("тяНь-вЭнь-сюэ" - "АСТРонОмия").

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.