Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794-1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель "школы новых текстов" ("школы текстов новых письмен"), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника, находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792-1841) и Линь Цзэсюем (1775-1850). Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10 цзюаней ("свитков") и включающем его главное философское сочинение Мо гу (Записки Молчальника ). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня). Писал комментарии к древнекитайской классике, из которых наиболее значительный - Лао-цзы бэнь и (Коренной смысл Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань создал также историко-политические и страноведческие труды: Шэн у цзи (Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция истории Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания заморских государств карт, 1849). В последнем сочинении, основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в эпоху "революции Мэйдзи", были использованы также сведения из западных источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: "Руками варваров управлять варварами".
После поражения Китая в "опиумной войне" Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования западных научно-технических достижений, получившую впоследствии название "политика усвоения заморских дел". Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием "истины и лжи" (ши фэй), отождествляемых с "пользой и вредом" (ли хай), и заявлял, что без действия (син3) не может быть знания (чжи2). По Вэй Юаню, образующие мир "превращения пневмы" (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник которого - универсальная "двойственность" (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в которых один элемент - "главенствующий" (чжу), а другой - "содействующий" (фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию ("сотворению превращений - цзао хуа) посредством сознательного и методического приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан единством "духовной энергии" (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений. Философские и социально-политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение (см. КАН ЮВЭЙ; ЛЯН ЦИЧАО).
Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.