И


Значение И в английском языке

"Должная справедливость", "ДОЛг", "чуВСтвО ДОлгА", "спРавеДлИвОСТь", "добрОПоРядочНостЬ", "чЕсТнОСТЬ", "ПРАвИЛьНОСтЬ", "пРинцип", "знаЧеНие", "смыСЛ" - Одна ИЗ оСНОвоПолАгаюЩих КАтЕГОРИЙ кИтаЙСКоЙ ФИЛосоФии, В оСобеНнОСтИ КонФУцИАнсТва. закЛючАет в себЕ идеЮ "ПравиЛЬНОГО (ЧЖэн) СоОтветСтВИЯ (И4)" соДержанИя - фОРМе, СуБЪЕКТИВНых ПОТРеБНОстЕй - ОБЪективНЫм ТРЕбоВаНиям, ВнУТрЕННеГо чУВстВа сПраВЕдлИВОСТи - внЕшНИм иМпЕРАТИВАм ОБществЕНнОгО дОлГА. В чЖун юНе (§ 20) даНА ЛАПИДарНАя дефИНиЦИя: "доЛжНаЯ спРАведЛИвость (и) - ЭТо СоОтВЕтстВие (И4)", ПОстРОЕнная, кАК И мноГИЕ ДруГие, на ОмОнИМичНОСти СОоТвЕТСТвуюЩИХ иЕрОгЛИфОВ И леГШАЯ В оСНОВу рЯДА ПОслЕдУющих боЛЕе РАзвеРнУтыХ ОПреДеЛЕнИЙ "дОЛЖнОй СПРавеДлиВОСти". в ПерИОд ФОрМирОВаниЯ нЕОкОНфУЦИанСТВа Его паТРиАРх чЖОУ дУНЬи, сЛЕДУя ЛАКоНИчноСТИ ОриГиНАла, кАнОНизИРовал эТу ДЕфиниЦию в иНвЕрсИРоваННОй фоРМЕ: "СООТВЕТствиЕ НАЗыВаЕтся ДОЛжНой сПрАВЕДЛИвоСТьЮ" (ТУн ШУ, § 3).

эТиМОлОГичЕСки "И" ВосХОдиТ к СочетаНию знаКОВ "Я" (вО) И "БаРАН" (ян). пОслеДНиЙ, ВХоДЯ ТаКЖе В СОсТАв ИЕрогЛиФОВ "дОбРО" (Шань) И "красота" (мЭЙ), НеСет ПрЕдСТавлениЕ оБ ОБщеПРиняТОМ "вКусЕ", охВАТывАюЩем ГЛавнЫЕ цеНнОСТНО-НоРмаТИвные сФЕры - ЭТиЧЕскУЮ (ШАНь), ЭСтЕТиЧЕСкУЮ (мЭй) И ДЕОнТОлогИческую (и). иНТеРИоризаЦиЯ деоНтОлоГИЧЕСкой ноРМЫ пРедсТавЛеНна в СемАНтИКе "и" кАК ОбЩеСтвеННыЙ ВКус ("БАран"), стАвШий вНУТРЕНним ЧУвСтВОм ("я").

В сАмОМ ОбЩЕм АнтРОпоЛОгичЕСКоМ СМысле "И" - неоТъЕМЛЕМЫй атРИБут ИНДивиДуАльнОЙ ПРИроды (сИН2) ЧелОвеКа, ОдНо из "пЯти пОстоЯнств" (У ЧаН) его сУЩЕствоВАНИя НаРяДУ с ГУмАНноСтЬю (ЖэНь), БЛаГопРИСТОЙнОСТЬю (Ли2), разуМнОстьЮ (чжи4) и БлагоНаДежнОсТьЮ (сИнЬ2); в болеЕ кОНкретНОМ СоЦиаЛЬНо-этическом сМЫСЛЕ - норМы ОТнОшЕНИй МежДУ ПЯтью ПарАми соцИаЛЬнЫх РолеЙ: оТца и СыНа, сТаршЕгО И МЛАДшЕгО БРаТЬЕВ, муЖА и ЖЕНы, СТАрШеГО И млАдшЕГО, ГОсуДАРЯ И ПодДАнНоГО (ли цЗи, гл. "ли юНЬ"); В еще болеЕ узкОМ сМыСЛЕ - прИнЦип поВеДЕНиЯ мУжа, прАвИТеЛЯ ИЛИ хАраЗМАтИЧесКОГО лИДЕра. стаНДаРтНАЯ ТеРмИНОлогиЧеСкая ОППОзИЦия "И - лИ3" ("лИ3" - "ПОЛЬЗа", "вЫГОда") ЗнаменУет протИвОпоСТАвЛЕниЕ МорАлЬНогО ДОЛГа эГОИсТиЧЕскоЙ утИЛИтАрНОСТИ, илИ обЯзАННОсТИ По ОтнОшениЮ К дрУгОму - СобЛЮДению сОбСТвЕнНОГО инТереСа.

В ДРеВних пРОТОкОнфУциаНсКих пАмЯТниКаХ шИ ЦЗИне и ШИ ЦЗиНе "и" ОБОзНАЧаеТ УмЕНИЕ прАвиТелЕй и чИновНиков ПриНоСиТЬ БЛаГо СВОЕй стРаНЕ. у конфуцИя "И" сТаноВИтся КлюЧевой ХАРАкТериСТиКОЙ "БлАГОрОдНоГо МуЖА" (цзюнЬ ЦЗы), вЫРАжаюЩЕй едИНсТво Знания (Чжи) И дейСтвиЯ (сиН), ОсНОвАннОЕ На БлАГОдаТИ (дэ), РЕалИзУЮщЕЕся ПоСЛеДСТВОм ЭтикО-РИТУАлЬНой БлаГОПРИСТОйнОсТи (лИ2) и НаПРАвЛенноЕ На ОсУщеСтВЛение дАо (ЛУНь юЙ, vi, 20, Ii, 24, XVi, 11, xiI, 10). МэН-цЗы рАдИКаЛЬнО УНиверСАлиЗИРоваЛ "И" Как одНО иЗ ЧеТырех Начал исКоНно добрОй (шАНЬ) ЧЕлОВеЧесКой пРИроДы - "СТыдЯщееся и НеГОдуюЩЕе СЕрдЦе" (мэН-цЗЫ, Ii А, 6, Vi А, 6) и решитЕльно отВеРг ПОльЗУ/вЫгОДУ вО ИМЯ ДолЖНОй сПРАВеДливОсТИ и ГуМаННОстИ (МЭн-цзЫ, i А, 1), отлиЧАЮЩИХ челОВекА оТ ЖивОтНЫХ (МЭН-ЦЗы, iV б, 19). согЛасно мЭН-ЦЗЫ, "ДОЛжНАя СПРавЕДЛИВоСТь - Это путь ЧелОВЕка" (Мэн-цЗы, VI А, 11), СоВЕРшеНСТВоВАнИе егО "ПнеВмы" (ЦИ) ОСуЩЕСТВляЕтСя ПосРЕДСтВоМ "НАкоПЛЕнИЯ ДОЛжноЙ СпрАВеДлИВости" (мЭН-ЦзЫ, iI А, 2).

глАвныЙ ОПпОНЕНТ МЭн-ЦЗЫ В рамкаХ КОНФуцИаНСТВа - СЮНь-цзы, сЧиТая челоВЕчЕСКуЮ ПрИРодУ ИскОННо "зЛОй" И НАДеЛЕнНОй врОЖДЕНнЫм СтрЕмЛЕнием к пОльЗе/выгоДе, вМЕСТе с тЕМ Еще КаТЕгОрИЧнеЕ оПрЕДелил и каК оснОВнОй чЕЛовеЧЕСКИЙ прИЗНаК (СЮнЬ-ЦзЫ, ГЛ. 9), коТоРомУ доЛЖНО бЫТь подЧИнЕНО НеисКорЕНИмОе сТРеМЛенИе К пОлЬЗе/выГОдЕ. ОбЩЕконФУцИАнСКое РЕШЕние пРОбЛЕМы "и - ЛИ3" ДаНо В Да СЮэ: "НЕ пользА/ВыГоДА пОЛеЗна/вЫгодНа ГОСУдАРстВУ, А дОЛЖНАЯ СпраВЕДЛиВОсТь".

мОИсты в ОТЛиЧИе оТ кОНфУЦиАнЦев, ТРАкТУя "Ли3" КАк "ПрИНОсящУю РадОсТь" "ОбщуЮ пОльзУ И ВЗАиМную ВЫГоДу", А НЕ чАсТныЙ ИНТерес и эГОИСтиЧескУю корЫСть, отВЕргЛи ПроТИВопостАвленИЕ "и - лИ3" ПрЯмОй дефиНИЦиеЙ "И ЕсТь ли3". сОглАсНО ТраКТАту мО-цзы, "и" желАнНО НеБу и явЛЯЕТСЯ "СаМЫМ цеНнЫМ в ПоДНебеСноЙ" (гл. 47). ВОЛЕ НЕбА СООтВеТСТВУЕТ И ВсеНарОдНАЯ ПОЛЬЗа/вЫгОдА (гл. 26), СОсТаВляющая ТаКже оДИн Из ТРех глАВНЫх гноСеоЛоГИЧЕских криТЕРИев (саНь бяо) - "примеНИмОсТь" (Юн) высКаЗыВанИй (Гл. 35).

ЛегиСТы блИЗКИй К МоиЗмУ ТЕЗиС О ТоМ, что "ЛюДИ сТремятсЯ К ПользЕ/выГоДЕ, кАк ВОда вНИЗ" (ШАН-ЦзЮнь Шу, гл. 23), СОеДиНИли С враЖДЕбНым и моИЗмУ и КоНФуЦианстВу ОпреДелЕниЕМ и КаК пуТи (ДаО) "нАсИлиЯ И НаКАЗаНий" Во ИМЯ аБсОЛюТНоЙ вЛастИ и уНифициРоВАннОЙ "ЗАКОнНостИ" (ФА).

в ПротИвОвеС ВсЕМ укаЗаННым ШКолАМ пРЕДСТавиТЕЛИ ДаОСИЗМА, ОтстАиваЯ иДеАЛ ЕСТественнОй незаИнТересОвАНносТИ оДноврЕМенНо пОДвЕргли КриТикЕ как поЛьЗУ/ВЫГОду, Так И ДОЛЖнуЮ сПРАВЕдЛИВоСТь. СОгЛАсНО дАО дэ ЦЗИНУ (§§ 18, 19, 38), И - РезуЛьтАт "УпрАЗдНЕнИя вЕЛикОгО дАо", То еСТЬ одНА ИЗ СтУпЕНеЙ ОбЩЕЙ дЕГрАдаЦИИ В МИрЕ: "за УТратоЙ ДАО следуЕТ БлАгОДАТь, зА уТратОй БлАгоДаТИ СЛеДУеТ ГумАнНоСТЬ, за утраТОй ГУМаНнОсТИ СЛЕДУеТ дОлЖнАя СПраВЕдливоСть, зА уТРАтОЙ должНоЙ справЕДЛИвосТи слЕдуЕТ бЛаГопристОЙнОСТЬ. бЛагопрИСтоЙностЬ - этО иСТОщЕниЕ вЕрнОсТи (чЖУН1) и БлагоНаДежНОсТИ (сиНЬ), ГОловА смУты". в отличие от дАО ДЭ цЗиНА, пРОВОдящегО ТОнкиЕ ГРАДацИи УПаДКА, чЕТко рАЗгрАнИчИвАЮщЕгО "нЕцЕлЕнаПрАвленнуЮ" (у и ВэЙ) гуМаНнОсТь и "ЦЕЛенАПРАВЛЕННую" (ю и Вэй) дОлжНУю СПРАВЕДЛиВОсТь, В ЧжуАН-цЗЫ пРОвоЗГлАШЕн оТказ оТ РАзЛИчЕНиЯ "Жэнь1" и "И", сОпрОВОЖдаЮЩИйСя пРИЗЫвоМ "заБЫТь дОлжНуЮ СпРаВЕДЛИВОСТь".

ДУН чжУншу, ПРиВнЕсший В офИЦИаЛИЗИРованнОе КонФуЦИаНСТвО неКОторЫе ЛЕГисТСКие и МоИстСКиЕ иДеи, сочетал раДиКальнуЮ фОрМУлу "ГУмАннЫЙ ДЕлает прАВИлЬнЫМ СВОе сООТВЕтСтвИЕ ("И6" ЗдЕСь сиНОНИМ "и4") и нЕ пОМЫШляет О своеЙ ПоЛЬзе/выГОДЕ" С ПРИзНАНИеМ за пОСлеДнеЙ рЕГуЛЯТОра тЕлЕсНОй ЖиЗнИ: "ДоЛжная сПРАВЕДЛиВоСтЬ пеСтУЕТ СеРДЦе (СИнЬ), пОльЗа/ВыгОДА пеСтует телО (Ти). в ТЕлЕ САмОЕ ЦЕНнОЕ - СеРДЦе, ПОэТОмУ в ПЕСтОВАнИи САмоЕ ВаЖнОе - ДолжНая сПраВеДливоСТь".

УСВоеНие даоСсКиХ ИДЕй НЕоКОНФУциАнСТВом ВыРазИлОСь, В ЧаСТНОСТИ В пРИзнанИи шАО юном СОвЕРШЕнномУДРЫХ СпОсОБнЫМи "оТРЕШИТьСЯ И оТ ПолЬЗы/вЫгОДЫ, И от ДОЛжнОй сПраВЕДлИВоСТИ". дРУГоЙ СоЗдаТЕЛь НЕокОнфУЦиансТВА чжан ЦзАЙ ПОшел нА сБЛиЖЕНИе С мОиЗмОМ В ТЕзисе "долЖнАЯ СПрАВЕдливОСть ОБОбЩАеТ (гуН1) пОльзУ/ВЫгОДУ поДНЕбЕСнОЙ" (чжЭн мЭН, гл. "Да и" - "вЕЛиКИЕ пЕремЕнЫ"). оТКрЫто В защИТУ ПрИНЦиПА оБщей ПоЛЬзы/выГоды ВыСтУпИЛи лИ гоУ, ху хуН, чЭнь Лян, е ши. ХУ хун НАИБоЛее ЧеТКо ПровЕл РазлиЧиЕ МежДу ЧасТНой И ОБщей фоРмАми полЬзы/вЫГОды. ОСновОПОлОжнИК НеоКоНфУЦиАнСКОЙ орТодоКСИи чЭН и пРЯМо отоЖдЕСтвИЛ долЖнуЮ СПрАВедлиВостЬ с ОбЩЕсТВеннО-АЛьтРУисТиЧЕСким (гУН1), а пОлЬЗУ/ВЫгОДу - с чАстно-ЭГоИСТИЧЕским (СЫ) НАЧалом, дОПУстиВ, оДнАКо, ВОЗможнОсТь иХ гАРМонии И ПОЛЕзнОсТЬ/ВыГОдНостЬ СобЛюдЕнИя ДОЛжнОй СПРаВеДЛиВоСти. ВАН ЧУАНЬшаНь СОоТНЕС ПослЕдНЮЮ С ДаО ЧелОвека, А ПОЛьзу/вЫгОду с ЕГо ЖИзненными "ФУнкЦИями" (юН). ЯнЬ юАнЬ, утвЕрждаВШИй, чтО "бЛаГодаРЯ дОЛЖНОй СпРавЕдлИВости оСущЕСТвЛЯеТСя польЗа/вЫгоДА", ПЕРЕИНАчИЛ ФОрМуЛУ дун ЧжУНшУ в ПРИзыв "ДЕлАТЬ ПрАВИЛьНыМ сооТвЕТСТвие (и4), ПоМЫШЛЯя о ПОЛЬзе/ВЫгОДе".

В ЦЕЛом нЕОКонфУциАНсТВО выРАботАло ШирокИй СПЕКТр ТРАкТОВОк СООТНоШениЯ ДоЛжнОЙ справеДЛИвосТи И пОЛьзы/ВыГоДЫ - от АБсолютногО ПРеВОзнеСЕния ПЕрВОй И уМАлеНИЯ втоРоЙ ДО иХ УРаВНиванИя, ХотЯ нЕОконФуЦИАнская оРтОдОкСия ВсЕгДА ОТСтАиВаЛА пРимАт И.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.