"Учение о таинственном", "УЧЕНие о СОкРОвЕнНОм" - фиЛоСофскОЕ ТечЕНие 3-4 ВВ., В зАпАдНОЙ ЛитЕРАТУРЕ ЧАСТО нАзывАемоЕ "НЕОДаосизмоМ" И прЕдсТАВЛЯюЩее СоБой СвОЕОбРАЗНый Синтез дАоСИзМа и коНфуцИаНствА, ИСПытаВШей также ВлИяниЕ ПрОТОЛОГиЧЕскоЙ мЕТОдолОгИИ "шкОЛЫ иМЕн" (МИн ЦзЯ) И БуДДийСкой МетафИзИкИ.
одИн иЗ ЕгО ОСНОвопоЛОжнИКОВ ХЭ янь (190-249) ПРеДЛаГаЛ "ОПИрАЯСЬ нА лАо ПРОНИКАТЬ в КонфуциАнсТвО". СпецИФиКу УЧЕНИя оПРеДЕЛиЛа РазрабоТка ОнтоЛОГиЧЕсКоЙ ПРоблемАТИКИ, ВыдеЛЯвШейся иЗ тРАДИЦИОНной длЯ КиТАйСКОЙ ФИлосОфИи пОГРуЖеННОСТИ в коСМолОгИю С ОДНоЙ стОРоны и антроПОЛОГИЮ - с ДРугОй, ЧтО иНОгда КваЛифИЦИРуется Как УХОд в "меТАфИЗикУ И миСТИку", А БиНоМ "сюАнЬ сЮЭ" ПоНимАетСЯ кАк "тАиНсТВеННОЕ уЧЕНиЕ". ОсУществляЛОСЬ Это главНЫМ обрАЗом в форме кОММЕнтАРиев к КОНфуЦианскОЙ и ДаОССКОЙ классИКЕ: ЧЖоУ и, ЛУНЬ Юй, Дао дЭ цЗИн, ЧЖуан-Цзы, коТОрЫе ВПоследстВИИ САМИ СтАЛи клАССИЧЕскИмИ. тракТатЫ чЖОУ и, ДАО Дэ ЦЗИН И чжуАН-цЗы В эТУ ЭПОХу нАЗывалисЬ "тРемя ТАиНСтвеНными" (саНь СЮАНЬ).
ДАВШая нАзвАнИе "УЧеНИЮ о ТаинсТвеннОм" КАТегоРиЯ "СюАнь" ("тАйНА, тАиНСТвенНОЕ, сОкрОВеННОе, НЕПОСТИЖиМое") восХОДит К ПеРВоМУ пАРаГРаФу ДаО дЭ ЦЗИнА, в котором ОНА ОзнаЧАеТ сВЕРХъестестВЕнНОе "едиНениЕ" (тун) "ОТСутСтВиЯ/неБЫТиЯ" (у) и "наличиЯ/БыТИя" (Ю, см. ю - у). В сВязАнноМ с даоСиЗмОМ ДреВнЕйшеМ медицИНСКоМ ТРАкТАТЕ хуАн-дИ нЭй цЗин ("КАнОН ЖелТоГо ИмПЕРАТОрА О ВнутРЕНнеМ", 3-1 вв. До Н.Э.) пОдЧЕрКНУТА ПРоцесСУАльнОСтЬ, вХОДЯЩаЯ в пОНЯТИЕ "СюАНь": "иЗмеНЕНИЯ И преВРАщЕния СУТЬ дЕЯтеЛьНое ПроЯвлЕниЕ (ЮН, См. тИ - ЮН). В неБЕСногО - ЭТо ТаИНСтВеНнОе (СЮаНЬ), в чЕЛоВЕчЕСКОГо - эТО дАо, в зеМНого - эТо ПРеВРАщеНие (Хуа). ПРеВрАщЕнИе рОЖдАЕт пЯТЬ ВкуСОв, дАо РОжДаеТ РАЗУмнОСть (ЧЖИ), таиНСТвеннОе рОждАет Дух (шЭнЬ)". В ЦенТР ФиЛософскОй аваНСЦЕнЫ КАтЕГОриЮ "сюаНЬ" ВыДвИНУЛ ЯН сюН (53 ДО Н.Э. - 18 Н.э.), ПоСвЯТивШИй еЙ СвоЙ глАвныЙ тРуд Тай сЮаНь цзИН (канОн велИКой ТАйНЫ), коТоРЫй ПРЕДстаВлЯЕт соБоЙ АльтернАтИвНОе ПРОДОЛженИЕ Чжоу и, тО еСТь униВЕрСаЛЬНуЮ теоРиЮ МИроВых пРОцессоВ, И ТРАКТуЕТ дАО, "пУСТОЕ По ФОРмЕ и ОПредЕЛЯюЩее пУтЬ (даО) ВЕЩЕй", В качЕСтве ипОсТАСИ "ТАйны", ПоНиМАемоЙ КАК "ПрЕдЕл дЕяТЕлЬНОгО прОяВлЕниЯ" (ЮН ЧЖИ ЧЖи).
КаК ПОказыВаЕТ ИсТоРИя каТЕгОРИИ "сюанЬ", ЗНАМенуемАЯ ею "ТайНа" оБщеМИровОГО вЗАиМоДЕйСТВиЯ ВЕщЕЙ коНКрЕтизируетСЯ в диалЕКтике "НАличИЯ/бЫтия" и "оТСутстВия/нЕбытия", "ТелЕСной СУщнОсти" (тИ) И "дЕЯТельНого ПроЯвлЕНИЯ" (юн). ИменнО ЭтИ ПОНЯтийНыЕ АнтИНоМии И окАЗалисЬ в цЕНТре вНИмАНИя "УчЕния о таИнСТвеННом", в кОТороМ, В своЮ ОЧеРеДЬ, ПРОИзОшлА вНуТРЕнНЯЯ полЯРИЗАциЯ, обУСлОВЛЕнная коНТРОВЕРЗОЙ "ТеОРИИ ПрЕвОЗНЕсеНИЯ оТсуТСТвИя/неБытИя" (Гуй у лУнь) И "ТЕОрИИ ПОЧитАния нАЛичИя/БЫТИЯ" (ЧУн ю лУнь).
хэ ЯнЬ И ВАН бИ (226-249), ИСхОДЯ иЗ ОпРЕделЕний ДаО и тезиСа "налИчИе/бЫтие рожДаЕтСЯ из ОтсУТСтВиЯ/НеБЫтия" в даО Дэ цЗИне (§ 40), оСУщЕСТВИли ПрЯМое ОТОждЕсТВЛеНиЕ даО с "ОТСУТсТвиеМ/НЕбЫТиЕМ", тРакТуЕмЫМ кАк "ЕДИная" (И, ГуА2), "ЦЕНтРАЛьнАЯ" (ЧжУн), "ПРедЕЛЬНая" (цЗи) и "ГЛАвенстВУющаЯ" (ЧжУ, ЦЗун) "пеРВОсУщНоСТЬ" (БЭНЬ Ти), в которой СОвПАдаЮт дРУГ С ДРугоМ "телЕСнАЯ СущнОсТь" И еЕ "дЕЯтЕЛьНоЕ проЯВЛЕнИе".
раЗвиВАя теЗис ДаО дЭ цзИНА (§ 11) ОБ "ОТСУтСТвиИ/небЫтИИ" кАК ОсНОвЕ "деЯтЕльноГО ПроявлеНИЯ", ТО Есть "исПользовАНиЯ", вСЯКОгО ПРЕдМеТа, КРупНЕЙшИй прЕдстАвиТель "УЧЕнИЯ о таИнСтвенНоМ" ВАН бИ ПРИЗнаЛ ВОЗмоЖНОСТь дЛя ОТсуТсТвИЯ/НеБыТИя вЫСтупАтЬ не ТоЛьКО В кАчеСтВЕ юН, нО и в КАчеСтВе Ти, такИм ОБразоМ в КоМментАРИИ к § 38 даО дэ ЦЗИна оН пеРВЫм ВВеЛ в фИлОСОфский ОБОРот пряМУю кАтегориаЛьнуЮ ОпПОзИЦию "Ти - юн". ЕгО ПОследОВатЕль ХАНь каНБО (332-380) в КОмМеНтаРИИ К ЧжОУ И дОСТрОил До КоНЦа ЭТу ПОняТийНУю кОНстрУкцИЮ иЗ ДвУх ПАР коррЕЛятиВнЫх каТЕГОРий сооТНеСЕниеМ НАЛИЧиЯ/бытия с ЮН.
ГЛаВЕнСТВо унИВерСАЛьноГО дАо ван бИ ПОнИмал КаК заКОНОсООбраЗноЕ, А Не фатаЛисТичЕСКое, ИсТолкОвываЯ и ДАО, И "ПрЕДоПРЕдеЛЕНИЕ/суДьБУ" (Мин1) С помОЩьЮ КАтегориИ "приНЦИп" (лИ1). "Принципы" Он сЧиТАЛ кОнСтиТУтИВнЫМИ коМпОнеНтами "вещей" (у3) И ПрОтиВоПоСТАвлЯл "делаМ/сОбЫТИяМ" (ШИ3). мнОгоОБРАЗиЕ нЕПрЕДсКаЗуЕМЫх яВленИЙ, пО Ван би, обУСлОВлЕно ТакЖе ПРОтивОпОЛОжНОстью (фАНЬ, См. Гуа) меЖдУ иХ телесной сУщНосТЬю И ЧУВсТвЕНнЫМИ СвойсТВаМи (цИн2), пРИРОДНоЙ ОСНовой (чжи4, СМ. вЭнЬ) и УСТРеМлеНиями, РЕАлизуясЬ ПРЕжДЕ всЕго ВО времЕни.
ВАн БИ иНтЕрпреТиРоВал уЧеНие ЧжоУ И кАК ТЕорИю вРЕменнЫх ПРоЦеССоВ и ИЗМеНЕНиЙ, опредеЛив, ЧТо гЛавНыЕ ЭлеМЕнтЫ ТраКТАТА - сИМВОЛИчЕСкИЕ кАтЕГоРИИ гуа - сУТЬ "ВрЕмЕНА" (ши1). однАко заФИкСИроВаНные в Гуа ОбщеПРОцеССУАЛьнЫе заКоНОмеРНоСТи Не СВодИМЫ к кОНКретНЫМ ОБРазАм И НЕ МоГУт СлуЖитЬ осНоВОЙ Для оДнОзнАЧНыХ ПРЕдскаЗаний - "ВычиСлЕний жребИя" (суаНЬ шУ). это фиЛОсоФсКоЕ иСТолКоваНИе УЧЕНИЯ чжоУ И БЫлО НАпрАВЛЕНо ПротИВ еГО маНТИчеСКОй иНТерпреТАцИи в прЕдШесТвУЮщЕЙ НУмЕрологичЕсКОй (сян шу ЧЖИ Сюэ) тРаДициИ и ПоЛуЧило ДАЛьНейшЕЕ рАЗВиТИе у неОкОНфуЦИанца Чэн и (11 В.). в НеоконфуцИАнСтве быЛа РАзвИТа ТакЖе ПРЕдлОЖенНаЯ ван би ТРАктОвКа каТеГориИ Ли1, А пОЛожЕНИЕ о ДИХотОмИи ЛИ1 И шИ3 - в УЧЕнии БУДдиЙСКой ШкоЛЫ хуАЯнЬ.
ГлАвный ТеОРетиЧЕСкий оППоненТ вАН БИ - ПЭЙ вэЙ (267-300), В ТрАктАтЕ чун ю лунь (О поЧитанИИ наличИя/БЫтия) утВержДАВшиЙ онтоЛоГиЧЕСКий ПриМАТ НаЛИчИя/БыТИя над оТсУТстВиЕм/НЕБыТиЕм настаиВАл НА ТОМ, что иМЕнНо ПеРВОЕ пРЕдстАвляет соБой ти И Все в МиРЕ ВОзНИкаЕт бЛАгОДАря "сАмоПорОЖДЕНИю" (цЗы шэН) Из ЭтоЙ ТЕлесноЙ СУЩНОстИ.
сян сЮ (227-300) и ГО сян (252-312) ЗАНяЛИ КоМПРоМисСную ПОзицИЮ прИзНАниЯ ТоЖДеСтВеНности дАо С оТсУТсТвИем/НЕбЫТиЕМ: "ДАо ВеЗДЕ И веЗДЕ оНо НИЧтО", НО ОтРиЦАниЯ ИсхОдноГО ПОрождЕния налиЧИя/бытИя ИЗ ОТСУТСТвиЯ/НебЫтИЯ. болЕе ТоГО, "Не ТоЛЬКО оТСутстВИе/нЕбыТИе не мОЖЕТ СТаТЬ наЛИЧИЕМ/бЫТИЕм, НО И НаЛиЧИЕ/бЫтИе нЕ мОЖеТ стАть ОтсУтсТВиеМ/НебЫТиЕм". пОдОбНаЯ ПоЗИЦИя уСТРАНяла воЗМОжНосТЬ КРЕАцИоНнО-ДЕИСтиЧеСкОй ТраКтоВкИ ДАО. соГлАсНо го СЯну, ВечнО И пОСтОЯНнО СУЩеСтВУющее НАлИЧие/быТИЕ преДсТАВЛЯЕТ собОй ЕСтестВЕННо и СпОнтАННо гаРМОНиЗИРОВАННое мнОЖЕСТвО "СамоДовлЕющих" (ЦзЫ Дэ) ВЕЩЕй (У1), КОТОрыЕ, ОбЛАДаЯ "СоБСтВЕннОЙ ПриРоДОЙ" (Цзы СИн, СМ. сиН), "сАМопорОЖДаютСя" и "сАмОСтОЯТЕлЬНо ПрЕвРАЩАЮТсЯ" (Ду хуА).
В завиСИМости оТ прИзНаНия всеПРОнИКАюЩеЙ мОщи оТсУтсТВИЯ/НеБЫтиЯ в "ТЕорииИ пРевознесЕНиЯ ОТсуТсТВИя/НЕбыТИЯ" ЛИ ТРактОВКи пОРОждЕНия им НалИЧИЯ/БЫтИя лИШЬ кАК САмОпОрОждеНиЯ веЩей в "ТеОрИи пОЧитАНИЯ нАлИчИЯ/БыТия" "сОВеРшеннОмудРиЕ" СвОдИЛОСь к воПЛощЕНИЮ в еГО нОСИТеЛе (ЖелаТЕльно гОСУДаре) ОтсутСтВИЯ/нЕбЫТИЯ В КачеСтВЕ СвОЕЙ тЕЛЕсНОй СущноСтИ (ТИ у) или К "нЕдеянНОМУ" (у ВэЙ), т.Е. бЕЗыНИцИатиВнОму, и "нЕпРЕднАмЕРенному" (У СИнЬ), т.Е. бЕЗустАнОВОЧНОмУ, сЛедовАНию вещаМ В сОглАсИи с их "ЕсТесТвЕННыМ" (Цзы жАнь) СаМодвиЖенИЕМ.
"УЧеНие о ТаинСтвЕнНОМ", раЗвивавШЕеСЯ в аРИСТОКрАтИчесКиХ крУГАх, бЫло сВЯЗаНо с ДИалОГиЧеСкоЙ тРадИциеЙ уМОЗРиТЕлЬНЫх СПекУЛяЦиЙ - "ЧиСтЫх бесЕД" (цИн ТАнЬ) и ЭСтетИЗиРоВАНным кУлЬТуРнЫМ СтИлЕм "Ветра И потоКА" (ФЭн лЮ), ОкаЗаВШИМ знАЧИТЕльНое влиянИе на ПоЭзИю и жИВОпИСь.
В обЛАСТи ФиЛосОфИи "УчеНие О ТаИНСтВенНом" СЫгРаЛО РолЬ пОнЯтиЙно-ТЕРминОЛоГИЧескОГО моСта, пО кОТорОМУ БУддиЗм проНик В нЕдРа ТРАдИциОНнОй китайскОй КульТуРы. ЭТО вЗАИМОДеЙСтвие привелО к УПаДКу "УчЕНия О ТАиНСтвЕННом" И раСцвЕТу БУдДИзМА, кОтОРЫй тАКжЕ мОг нАЗЫваТьСЯ "сЮаНЬ Сюэ". в дАлЬНЕйшем "учЕНиЕ о таиНсТвеннОм" ОкАЗалО СУЩестВеННОе ВЛиЯНИЕ и НА НеОКОНФуцИАнство.