ДЭ


Значение ДЭ в английском языке

"Благодать", "ДоБРодЕТель", ("КАЧесТВО", "ДАРОВАниЕ", "ДОстоИнсТВО", "ДОстОЯНие", "доблЕстЬ", "морАлЬнаЯ СИлА", "заКонОМеРНосТь"). маНифеСтациЯ ДАо - оДна из ФундамЕнталЬНЫх КАтеГоРИй КитаЙСкой фИЛосОфИИ. иНОГда оТоЖДЕСТВлЯЛаСь С кармоЙ, mana И VIRTUS. испОЛЬзоВаЛАСь дЛя пЕредАчи БУДДийскоГо пОНЯТИЯ "ГунА". в сАмОМ обЩЕм сМЫсЛе обоЗнАЧАеТ ОсН. кАЧЕСтво, ОБусЛОвЛиВАющЕе нАИлУЧшИЙ СПосОб сУЩЕсТвоВАНИЯ Каждого отделЬНОГо СущесТВа Или вЕЩИ, То еСть индиВидуаЛЬНую "блАгОДаТь", пОэтоМУ частО ОпрЕДЕляеТСя ПосрЕдсТвом ОМоНима "дэ2" - "ДОстИжениЕ". ПоСкОльКУ СпеЦифику ЧелОВекА китаЙсКиЕ МыСЛитЕлИ конфУЦиансКОгО ТОлКА обЫЧНО УсмАТРиВали в СПОсоБнОСти прИдЕРжиВатЬся "долЖНОй СПРАведЛивоСти" (и1) И "БлаГОпРИстоЙнОСтИ/этИкЕТА/рИТУАЛа" (Ли2), ЕГО дэ В ОСНОвнОм ПОНимАЛось Как "ДОБРОдетель", хоТЯ моГлО ОзНаЧаТЬ, пОдобно ГрЕчЕскОму aReTE, ЧИСТО телЕСнЫе ДоСТОИнСТВА. БуДуЧИ ИНдивИДУалЬНыМ КАчЕСТВОМ, ДЭ ОтнОСиТеЛьНО (В ОтЛИЧие От ВСЕоБщЕго и ПОтОму абсоЛЮТноГО дАО), ПОэТОмУ "БлАГОдаТЬ" ДлЯ одНИХ мОЖеТ НЕГАтивно ОцЕНИвАТЬСЯ ДрУгИМи. Дэ - СОБИРАТЕлЬнЫЙ ОБРаз вСЕГО МножеСТва РаЗНоНаПРавлЕнныХ Сил, сПосОбнЫХ пРихоДИТЬ В стОлкнОвЕНие ДРУг С дРУгом, ПоэТОму гарМОнИЗИруюЩая их унивЕрсаЛЬНАя "блАгоДАтЬ" чАсТО выделЯЕТСя пОСРеДсТвом СпеЦиАльныХ эпиТЕТОв: "ПРеДелЬнАЯ", "ВЕлИкаЯ", "ТАинСтВЕннаЯ", "СияТеЛьНаЯ" (чжИ5, Да2, СЮанЬ, Мин3) и т.П. ТО, ЧТО длЯ кОнКРетНого иНдИвиДА ЯВЛЯЕТСя ЕГо "ЧасТной", или "отДеЛЬНОй бЛаГОДатью" (СЫ, лИ дЭ), НапРИмер, НезАконНое ОбоГащЕНиЕ, с тОчки ЗРЕНИЯ "оБЩЕЙ бЛагОдаТИ" (ТУН дЭ) оЦенИвАеТся КаК "нечеСТИВАя", "теМнаЯ", "РАзВРАтНаЯ" илИ "ПЛОХАя блаГОДатЬ" (СюН, хунь, цЗяНЬ, э ДЭ). каК "ВнУТРеННЕЕ", органИчнОе и ЕСтЕСтВЕННОЕ КАчесТВО дэ сОстАВлЯЕТ оснОВнУЮ оПпозИЦиЮ С "внЕШНей" фИзичесКоЙ СилОЙ, НАсилием (лИ4), нАКАЗАНИЯми (сИН4) И закОНОМ (ФА1) (луНь Юй, ДАО дэ ЦзиН, ГуаНь-цзЫ, ЧжУАн-Цзы, хаНЬ ФЭЙ-цЗы). сОчеТАНие "У дЭ" - "пЯТЬ блАГоДатЕЙ" со ВРеМеН цЗОУ ЯНя (3 В. дО Н.э.) сИноНИмиЧно "У сиН1" - "ПЯтИ ЭлЕмЕнтАм".

В Лунь юе "БЛАГОДаТЬ" ИзрЕЧеННА, БОЛЕе ТогО - рОДИт дАр СЛОвА, сосТОИТ в "ВЕрНоСти" (ЧЖун2), "БЛаГонаДЕЖНОСти" (СИНЬ2) И "должНоЙ СПрАВеДлИвосТИ", пРОтиВОсТоИТ ПРЕЛЬщАЮщеЙ внЕшНОСТИ (ЦВЕТоВОМу ОБраЗУ - сэ) и ПОчвЕнноЙ ЗакоРЕнЕЛОстИ (Ту). "БлаГоДатЬЮ" слЕдуеТ отВеЧатЬ На "БЛАгОдАТЬ", а нЕ НА вРаЖДу, ЧТО сООтвЕтствуЕТ мЫсли Ши цЗинА: "нет БЕзоТветНоЙ бЛАГОДаТИ". ВО ВЗАИмООтноШЕНияХ же междУ рАзНЫМИ ДЭ блаГОДаТь "бЛаГородНоГО МужА" (цзюНь цзы) ДоМИнИрУеТ нАД БлагОДАТЬЮ "НИЧтожНого ЧелОВЕКа" (сяО ЖЭнь), как вЕтЕр - над трАВоЙ. ИДеАльна ГаРМОНИя МеЖду дЭ пРАвиТЕля и ПодДанНЫХ, ВЫРажаемАя глАВнЫм ТеЗИсОМ дА сЮэ оБ ОбщеСТВенноМ БЛАгоУсТрОЙстве как "выСвЕтЛЕниИ СВЕтлОЙ БлагодаТи в поДНЕБесной", КоТоРое пРедПОЛАГАЕТ пРеДвАрИТелЬНОЕ ДУхОвноЕ и телеСНоЕ самОсовЕрШЕнСтВОВАНие ЛиЧНОсТИ.

В ЧЖУАн-ЦЗЫ пРЕдеЛЬное ВСЕМОГУЩЕстВо дАо ПРоявЛЯЕтсЯ в ЕСТеСтВеННом ДетЕРМИНИзМЕ "бЛАГОДАтИ": "Знать, чтО тУт ниЧЕГО Не ПоДеЛАешь, и СПОКОЙНо пРИнИмАть ЭТо КАК предОпреДеЛЕнИЕ еСть пРЕдел (чжи5) БлаГОдАТи". дэ "ПроНИкАЕт (ТУн2) В нЕбО и ЗЕмЛЮ", ПОДРАЗделЯеТСЯ на вОсемЬ РазновИДнОстЕй: ЛЕвое И ПРавое, НрАвСТВеннУю НОРму И "дОлЖНуЮ сПраВЕДЛИвОсТЬ", ДоЛЮ и РАЗЛИченИе, СОпЕрниЧеСтвО и боРЬБу. ТрИ благоДатИ коНкРЕТнОй личНосТИ - выСОКоРоСлОсть, доРОДСтвО, кРаСОта, А "ПРЕДельНАя бЛАГОДатЬ СЕРДЦа - бЕсСТРаСтиЕ.

ВосходяЩИе к лУНь Юю и чЖуан-ЦЗЫ СООТвЕтсТвЕнНО конФУцИАНСКой И дАОСскОЙ ТРАкТОВки дэ раЗвИвались в РуСЛЕ эвоЛюцИи кОНцЕПЦИй ДаО.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.