"Орудие", "оРуДийнЫй прЕдМет", "коНкреТНОЕ ЯвленИе", "спосоБНОСтЬ" (ЦИ2). ОРИГИнАЛЬнАя кАТЕгория кЛасСИчЕсКОЙ КИТАЙской фИЛОСоФИИ, сОвМЕЩАЮщая ИдЕИ ОрудИйНОсти и ПреДмЕТнОсТИ. ТеРМИн "цИ2" ПЕрвОнАЧальнО ОбОЗНаЧАЛ РИТуальНЫЕ сосУДы И рЕМЕсленнЫе ОРуДия, пОЭтОМу С нИм СВЯзАны ИДеи СпецИалИзацИи И ПоЛеЗНОСти (лИ3), в ЧаСтнОсти КУЛьТоВОЙ уТИлиТарНосТИ (Лунь юЙ, си Цы ЧЖуанЬ, дАо ДЭ ЦзИн, мэН-цзЫ).
стРеМЛЕние поКАзАТь, ЧтО вСеОБщНоСТЬ стоит пРевЫШе ЛюБЫХ конКРЕТнЫХ СпоСОбОВ еЕ рЕаЛизАцИи, ПРиВеЛо ПЕрВЫх киТайскИх ФиЛОСОфоВ К пРОтИвопОсТавЛеНИЮ Ци2 ("ОрУДиЙ" И обуСЛоВЛЕННЫХ имИ СПЕциаЛЬных СпосОбносТей) КаК универСАльНОСти (ЧжОУ) "бЛАГОРОдноГО мужа" - цзюНЬ ЦзЫ (ЛунЬ ЮЙ), ТАК и пЕРВозДанНой пРоСтоТе (пу) мИРоЗДаНиЯ (ДАО Дэ цзИН). ПОсЛедНЯЯ в дАО дЭ цЗине выступАеТ ИПОСТАсью ДАо, котОРое тем сАМЫМ пРОТиВОПоСтАвляетСя цИ2. в кАчЕстВЕ "отСуТсТвИЯ/НеБыТИя" (У1, См. ю - у) дАо оПреДеЛЯеТ ГЛАВнуЮ фуНкцИю цИ2 каК СоСуда - СпосОбНОсТь ВмЕЩАть В сеБЯ, тО Есть цИ2 ПРЕдсТАВлЯетсЯ "ОрУДиеМ" дао. ФУНДАМеНТаЛьНАя ОппоЗИЦИя "дао - цИ2" ТЕрМИнологИЧеСкИ БыЛА вПерВЫе офоРмлеНА в чЖОу И, В фиЛософскоМ РаЗДеЛЕ си ЦЫ ЧЖуАнЬ, гдЕ этИ КаТЕГОрИИ ОПРЕделЕНЫ С поМОЩью ДРУгоЙ ФУНдАмеНтАльНоЙ паРЫ АнТИНоМИЧНЫх ПонЯТИЙ - "Син Эр ШАн" ("НадФорМЕННОЕ", "бестЕЛеСНОе", "меТафизИчЕСкоЕ") И "СИн эР СЯ" ("ПОДфОрМЕнНое", "тЕлЕсНоЕ", "ФИзиЧЕское"): "НАдФоРМеННое НАЗЫваЕтСЯ дао, ПоДфоРмЕнНое НАЗывАетСя ЦИ" (i, 12). эВОЛЮцИя "цИ2" КАк фиЛоСОфсКОго пОНятиЯ, В ОРУдИЙно-фУнКцИоНАльнОМ АСпекТЕ охвАтЫвАюЩеГо мИр МатЕриАЛЬНых ПрЕдмЕТОВ и ЯВЛеНИЙ, проХоДиЛА В РУсЛе разВИтИЯ КОНЦеПЦиЙ ДаО.
ОсОбУю АКтуалЬНОСТЬ дАннАя ПрОбЛЕМА пРИОбРЕла в НеоКОнфУциАнсТве, КОТоРое пеРвоНаЧаЛьно ОсмЫсЛЯлОСЬ КаК "УчениЕ о Дао" (даО сюэ). СуБЪеКтИвисТСкИ ОРиЕНтирОваНнЫй ЧэН ХАо (1033-1085) маКСиМАЛьнО сБлижаЛ эТи кАтеГОриИ: "цИ2 ТОжЕ даО, даО тОжЕ ЦИ2". ОбъекТИВисТСКи ОрИентИрОВанный чжу си (1130-1200), ПриЗНАваЯ ВнедрЕнность (Чжун) дАО В ЦИ2, Все же рАдиКальНО РАзДеЛЯЛ ТО и ДругОе пУтЕм соотВетсТвеННОГО ОтожДествЛенИЯ С ЭЛЕмЕНтАМи ОсНОВоПолаГАющЕЙ длЯ НеоКонФУЦианстВа поняТИЙноЙ ОппоЗИЦиИ "пРинЦиП (Ли) - цНЕвмА (ЦИ1)". оСПАРивАвшИЙ этУ ПозициЮ ван ЧуАнЬШАНь (1619-1692) нАСтАиваЛ На ПЕРвиЧнОСти ЦИ2, дЛя котОРого дАО ЯвЛяЕтСЯ "УпорЯдоЧИвающим" (ЧЖи) НаЧАлоМ и "едИНОТЕЛЕснЫМ" (И СиН) АТрИБУТОм: "ПоДнебЕСНАя - ЭТо тоЛЬКО цИ2 и Все. даО - есТЬ приСуЩЕе Ци2 дАО. А О ЦИ2 НелЬзя скаЗать, Что оНо присуЩе даО". ДАЙ ЧжЭНЬ (1723-1777), ПрОДОЛжив ТРАкТоваТь КаТЕгорию "нАДфОрМЕННое" как "ЕЩЕ НЕ СФоРмИРОВавшЕесЯ, не ОБрЕТШее тЕлЕсНуЮ фОРМУ", а "поДфорМеННое" - кАК "СФОрМИРоВАВшеЕся, ОБреТшее тЕЛЕСНую ФоРМУ", прИДал оППоЗиЦИИ "дао - ЦИ2" знаЧеНИЕ дВУх фаЗОвЫх СОсТОЯНИЙ ЕдИНогО оБщЕМИРОвОго цЕлОГо. тАНЬ СыТун (1865-1898) жЕ иДенТиФИЦИРоВал эту ОппОЗиЦиЮ соотВетСТВЕННо с ПрОтиВопоставЛеНием "фУНкции, ДеятЕльнОГо пРоявлЕНиЯ" - "СУбСтАнциИ, тЕЛЕсНоЙ суЩНОсТИ" (ТИ Юн). прИЗнанИЕ вслЕД за ДаО ДЭ цЗиНОМ пОДнЕбеСной ТоЖЕ ОГрОМНЫм "ОРУдИйныМ ПРЕДмЕТом ПриВЕлО ТАНЬ СыТуНА К ВыВОду, что ИзмЕнеНиЯ в эТой "сУБСтанции" ВЛЕкут За сОБоЙ И иЗменЕнИя В еЕ "фуНКЦии" дао, То ЕсТЬ В оСНовах ЧеловеЧесКОГо быТия, чТо в сВою ОчереДЬ СтаЛо теОРЕтИческим обосНоВаниЕм ЕГо рЕфоРмАТОрСкоЙ позицИи. дРУГой идЕоЛОГ рЕФормАторсТва ЧжЭн гУАньИн (1842-1922) В кАЧеСТВе ДаО КВаЛИфИцИроВаЛ ДУховнЫЕ уСтОи тРаДИЦИОННОй кИтаЙСКой гоСудаРсТвЕННОСТи, А в КАчесТВЕ ци2 - ЗападнУю Науку И тЕхНИКу.