ДУН


Значение ДУН в английском языке

"Движение - покой". тЕРминОлОгиЧеСКое вырАЖЕНИЕ ФиЛосоФскоЙ дихоТОмиИ. ВПеРвЫЕ ОнА вСТрЕчАеТСя В дао ДЭ цЗИне (4 в. ДО н.Э.), гДе "ДвижеНИем (ПОДвиЖнОСтЬЮ, дЕЙСТвИеМ - ДУн) ДАО" ОбЪЯвленА "вОзвРАтнОСТь" (фАНь), поДраЗуМеваЮщая цИКлиЧНОСТЬ ЛЮбЫХ МировЫх пРоцЕССов, КотОрыЕ ВЕдУт К Их соБствЕнноМУ "иСТОКу". КАждоЕ "воЗвРАщение (фу) к кОРню" РаВнОзнАЧнО СосТоянию "ПокоЯ" ("сПОКойстВИя, невозМутиМосТИ" - цзиН2) и ЯвЛЯется "вОССТаноВлениЕМ (ВоЗврАЩенИеМ - фУ, Т.е. РеалИЗацИеЙ) пРЕДОпреДЕлЕния (МИН1)". В СИ цЫ ЧЖУани (4 В. до н.э.), ГлавнОм фиЛОСоФскоМ кОммЕНтАРиИ к ОснОвНОму кОрпУсУ чжоу И, "двиЖеНИе" вЫСтУпАет АНАЛоГОм ЧастНых "ИЗмеНЕНий" (бЯНь), закЛЮЧеННЫХ В уСлоВНОм пРоСТРанстВе "ВЫТеСнЯЮщих (поДТАлкивАющиХ - ТуЙ) ДРуг ДрУГА" ПРоТиВоПОлОжНЫх СвойСТВ - "жЕСткОСти" (ган) и "мЯГкостИ" (жОУ); АКЦенТИРУетсЯ иммаНЕнТность "ДвИЖЕниЯ" "пРедоПРеДелЕНиЮ/ЖИЗнеНности" - пеРвОЕ НЕпОсреДсТвЕННо зАКлЮчЕНО Во ВтОрОМ.

ужЕ В ПРотОдаосСКиХ текстАХ 4-2 Вв. ДО Н.э. начиНаеТ пРОЯВЛяТЬСя идЕя пеРвИЧНОСТи или ГЛавеНСТвА "ПОкоя" пО ОТнОшЕНию К "дВижениЮ". в ДаО ДЭ ЦзИнЕ "ПокОЙ" ТОлКУЕТСЯ Как "ГОсподиН СтреМИТЕЛьНОсТИ", Т.е. НАЧАЛО, от КотОрОГО ЗаВИсиТ ВЫраЖЕНие егО пРОтивОПОЛОжносТИ. соГЛасНО хУАЙНаНь-ЦЗы (2 в. до Н.э.), "челоВЕК от роЖДЕНИя прЕбыВает В ПОКОе", ВыСТуПАющем исхОДНЫМ АТриБуТОМ чеЛОвеЧеСкОЙ "ПРИрОДы" (СИн1), на КоТорОм СтРоятСЯ ВСЕ ДРуГие каЧЕства.

соглАСНО учЕниЮ ПРЕДсТавИТеЛЯ ФилОсофСкОго наПравЛениЯ сЮаНЬ сЮЭ вАН БИ (3 в.), акЦентИРОВавШеГо ОНтОЛОгичеСКУю первИчНОСть "ОТСутсТВия/НЕБыТИЯ", "НАлИчИе/бЫтиЕ" ВОЗНиКАет ИЗ "пУсТотЫ" (сюЙ) таК ЖЕ, как "дВижеНиЕ" БеРЕт НаЧАЛО в "пОкоЕ". ОсТАнОВКа "ДвИЖеНИя" ОЗНАчаеТ СОстОЯнИЕ "ПокоЯ", КОтОрый ВмесТЕ с ТеМ "нЕ ПРОтИВОСтОит ДВиженИЮ", КАК БЫ ПотЕНЦиАлЬНО его сОдЕРЖИт. БудДИсТ СЭНчЖАо (КОНеЦ 4 - наЧаЛо 5 в.) пОстУЛИРОВАЛ тЯГотеНИе ЛюбогО "двИжеНиЯ" К "пОкою" - ИсХодНомУ сОСТоЯНиЮ, аТрИБУтоМ КОТорОГО ЯвЛяЕтСя "пОсТОЯНствО" - Чан2. таКиМ оБРАзОМ, "пОкОю" вперВЫЕ в КИТаЙсКоЙ мысли оТчеТЛИвО вМЕненО КаЧЕсТВо, В класСИЧЕскОЙ КИтАйСкОй ФИЛОСофии сЧитаюЩЕеСя аТрИбуТом Дао.

оНтолОГИЧЕСкАЯ ПерВичНосТЬ "пОкОЯ" В ТОЙ ИлИ ИНОЙ стеПЕНи ПРИЗнАВаЛАсь бОлЬшИНствОМ кРупНеЙШИх мЫСЛиТЕЛЕЙ-НеОКоНфуЦианцЕв. чЖаН ЦЗАй (11 В.) сФорМУЛиРОвАл ТезИС "ДВИжЕНИЕ Не прИхоДиТ извНЕ" (дуН фэЙ ЦзЫ ВАй); ПРИчИна "кОловРаЩЕнИя ВЕщЕй" ИзнАЧАльНо прИсУТстВует В миРозДАНИи в видЕ ВнутР. "ИмПульса" (цЗи1): сАМО "ДвиЖЕниЕ" СодЕРжится В "пОкОЕ" и ПОтЕнцИАЛЬНО бЕзГРаниЧнО. чжОу дУнЬи (11 В.) УСматРИВаЛ В "ДВИЖеНиИ ВЕлиКоГО прЕДЕЛА (ТаЙ цзи)" пРичиНу РОЖДЕнИя сиЛЫ Ян1, А В "ПОКОе вЕлИкоГО ПРеДЕлА" - ПОРождАюЩеЕ наЧАЛо ИНь1. "ПОкОй" И "ДВИЖенИе" - "корни" ДрУг дРУГА; ДоходЯ ДО пРеДелА, онИ ПосЛЕДОВАтЕльнО СМеНЯюТ дрУГ ДРУГА. КАК аТрИБуТы "веЩи" (У3) ОнИ вЗАимОискЛЮЧаЮщИ: "поКОй" СООТнеСЕН с "отСуТСТвИЕМ/небытиЕМ" (У1, См. ю - У) И "беЗмяТЕжНостЬЮ ", а "ДВИЖеНИЕ - С "НаЛИчИЕМ/быТИЕМ" (Ю) И "пробужДеННОсТЬю созНаниЯ", "ОсозНАВаНИем" (ЦзЮЭ). ВмЕСТе С Тем В сфЕРЕ сОБСтвеНнО сОЗнАниЯ И пСИХИки ЭтА АНТИНОмИя утрАЧиВАет ПРЯМой СмЫСЛ: аТРИБУТаМИ "ДУхА" (ШэНь1) ЯвляютСЯ "ДВИЖЕНиЕ, зАКЛЮЧАЮЩЕеСя В отСутСтВИИ движЕНиЯ", И "ПоКОЙ, ЗаКЛюЧАЮЩИйсЯ В оТсУТСтвии поКОя". пОлоЖенИе хуАЙНАНь-цзы Об иСХоДном "покОе", в КоТОроМ ПРеБЫвАЕТ ИзНаЧаЛЬное "ПрИРода" чеЛоВекА, преОбРАзоВАНо чжОУ ДУНьи В ПРинциП "главЕНсТВа ПоКОЯ" (чЖу цЗИн), пОДРАЗУмевАЮщИй упОр НА мЕДИтаТИВНУю отрЕШЕННоСТь В пРАКтИКе умСтВЕННОГО СоВершЕНсТвОванИЯ.

ГЛАВныЙ СОЗдаТеЛЬ "учЕниЯ О ПринЦипЕ" (ли СюЭ) чжУ СИ (12 в.) ОтОЖДеСтВил "ВЕлиКИЙ ПРеДЕл" Со СТРУКтуРОобразУюЩИМ НаЧАЛОм - "ПРинцИпоМ" (лИ1), СОдЕржащиМ В себЕ "двИжЕнИЕ и Покой". оНИ сООтНосЯТСЯ ДРУГ С дРуГОМ кАК "тЕлО/суБстАНЦИЯ - ФУНКЦия/АКциДЕНциЯ" (ТИ - Юн), нЕРаЗДЕЛИМые В "нЕбЕсном ПрИнцИпЕ" (ТЯнь ли); "ПокОй - ЭТО тЕЛо вЕЛиКОГо преДЕЛА, дВИжЕНИе - ФУНКциЯ ВелИкого пРедела", "дВИЖеНИЕ" не УстРаняеТ "Покоя". покОй можЕт бытЬ ПрОсТо НЕрАзЛИЧИм, ТаК Же Как "двиЖЕнИЕ" в СоСтоЯнии "поКоя". МЕДИТАтИвнАЯ ПРаКТикА "ПОДВИжниЧеСтва" (гунфу), по чжУ Си, ПрЕдУСМАТРиВАЕт тАКОе "прОниКноВениЕ в ПОкОЙ и ДвИжЕНИе", КогдА "ОСНОвОЙ" (бэНЬ) СТаНовится "ПоКой".

У ВАн Янмина (кОнеЦ 15 - НаЧАЛО 16 в.) ПОнЯТИе "ПОКой" СОПрЯжеНО с "пРИНЦИпОМ" И ПрЕдстаВЛеНиЕм О ДеОнтолОгическоМ "вЫСшем БлАгЕ" (цзи шАНЬ), А "дВиЖЕНИе" - с "пНЕвмОй" (Ци1) И НалиЧИеМ сОоТнОсИТельныХ доБрА и злА. прИЧЕМ вЫСШАЯ рЕАЛьНОСТь, в КАЧеСтВЕ кОтОРой ВыстУпАЕт "ПервосуЩНОСтЬ БлаГосмыслИя" - ВРожДЕНнОгО интУиТивноГО ЗНанИя, ЛИшЕНА и "ДвИЖЕНиЯ", И "ПокОя". каК и ЧЖУ Си, вАн ЯнмИн сООтНосиЛ "пОкОЙ" с "СуБСтАнЦиЕЙ", а "двиЖеНИе" - с "ФуНКцИей", теМ самым оТДавАЯ ПРиоРиТет "ПокоЮ". ОСпАРИвАЯ тЕзИС ЧжОу ДУНьи О пРОТивоПоЛОжнОСтИ "пОкоя" и "ДВижЕния", ВАн янМИН в То жЕ ВРемЯ ПроДОЛЖиЛ МыСЛЬ чжОу ДунЬИ о ПОзнаваТеЛЬнО-чУВсТВЕНнОй СФЕрЕ, в кОтоРоЙ пРоТИВОПосТаВЛЕНИЕ "дВИжЕНИЯ" И "пОКоЯ" уТрАчиВает сМЫСЛ. Он отриЦал СВЯЗь "ПоКоЯ" с "отсУтСТвИЕМ/небыТИем", "двиЖЕния" - с "наЛИЧИеМ/бЫтИЕМ" И соОтнОсИл "поКой" с пОСтОЯННоЙ "ПРОбУЖДЕнНОстьЮ сОзНаНИя" (ЦЗюЭ) И "РеАгЕнтНоСТьЮ" (иН), т.е. ГоТОвнОСтЬю К РЕАКЦИи На Объект (ВеЩь, ЯвлЕНиЕ, мыСль, эМоциЮ И т.п.), а "ДВИжЕнИЕ" - Со "сТАбиЛизАцИей " (ДИн) и "безмяТежноСтью (цЗин4). Не БАо, уЧеНИк ВАН яНмИНа, пОдчЕРкивАл неоБходимОстЬ "ГлАВЕНСтВа пОКоя" ДЛя "ОВЛАдеНИЯ ДВИЖЕНИЕм ПоДНебЕСнОй" - ПрОнИКНовЕНия ВнУтРь СокрОВЕНных ДВИЖУщИх СиЛ всЕЛеННой.

мыСЛИтель-мАтЕриАЛИсТ ВаН ЧуаНьшАнЬ (17 в.) в пРотИВОПолоЖНОСТь бОЛЬшиНСтВу веДУЩих ФИлОСОфов-НеОКонфуцИанцев ОтдаВал ПриОРитеТ "дВИженИЮ", ХаРАКтЕрИЗуЯ ЕгО каК "оснОвУ веЛиКой пуСТОты", А Сами "ДвижЕНИЕ и поКОй" свяЗывал с вЗаИМОдеЙсТВиеМ СуБсТаНтивИровАНных сИл иНЬ Ян: "ПрЕдел двИжеНИя есТь покОЙ, преДЕЛ ПОкоя ЕстЬ ДВижение... еСтЬ двИЖение - ПОяВЛяЕТся покОй, есТЬ ПокоЙ - ВОзВРащаеТсЯ ДвИЖЕНИе, ПокОй уже соДеРЖит КруГОвоЕ ДвиЖеНИе, ДвижеНИЕ НЕ ОтбрасыВАЕт пОкоя".

КаТЕГОРиИ "ДВИженИЕ" и "пОкОй" ПроДолжАют ИГраТь СуЩествЕНнУЮ Роль В теоРИИ ТРАДИЦиОнНоЙ КИтАйскОй мЕдиЦИны и оСОБеНнО - ПсИХОФИЗиоЛОгичЕСкоГо ТРениНГА, гдЕ ОНи ПрИМЕнЯЮТся Для ОписанИЯ ФИзиЧесКиХ, фИЗИОЛОГиЧескиХ и ПсИхичЕСкиХ процЕссов и СостОяНий.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.