"Выверение вещей" ("пОСтиЖЕниЕ вещЕй", "иЗУчениЕ ОбъектоВ", "кЛАССИФИкАЦИя пРедМЕтОв") - осноВОполАГаЮщиЙ термИН кИТАЙСКОй гнОСЕОПраКСиОЛОгИИ, оДНО иЗ 8 "оСнОВополоЖеНИЙ" (ТЯо мУ) ПерВой КниГи КОнФуЦИансКоГо ЧЕТВеРОКНиЖИя ДА СЮЭ (5-3 вв. до н.Э.), Т.е. гл. 42/39 лИ ЦЗи, СвяЗаннОе ПРЕЖДе ВсегО Со СЛеДУЮЩиМ "оснОВополоЖеНИем" - "чЖи чжи": "ДОведеНиЯ ЗНаНИя ДО коНЦА (ЧЖи чЖи) СоСТоит В ВЫВеРеНИИ ВещЕЙ". дреВНЕЙшИЙ КОммеНтатор тЕКСтА чЖэн СюаНЬ (127-200) опреДЕлИЛ "Гэ" как "ПрИВЛеЧение" (лай), пОДраЗУМЕВАЯ АдекВатНуЮ РеакЦИЮ "вещеЙ", уПодОБЛЕНныХ им "дЕлАм" (Ши3), т.Е. всех ОБъЕКтивНыХ ЯВЛЕниЙ, на пРаВилЬноЕ ЗНаНИЕ. с пРевРАЩЕнным в НеоКОнФУцИанСТве дА СЮэ В СамОСТоЯТЕЛьнОе ПРОИзВЕДЕниЕ, пЕрвое в ЧеТверОкНиЖИИ, ОСОБоЕ зНаЧЕниЕ ПрИобрЕл И ТЕРМИН "гЭ У". ЧэН И (1033-1107) ИнтеРПреТИрОвАЛ егО С пОМоЩЬю тЕзиса "чЖоу И" ОБ "исТОщаюЩЕМ ПРиНЦипов" (ЦЮН лИ). чЖУ Си (1130-1200) РаЗВИл и кАноНиЗировАл ЭТУ интерпретаЦИЮ. воСпоЛЬзоваВшиСЬ опРедеЛЕниЕМ "Гэ" каК "ДОстижЕНИЯ" (ЧЖИ9) В КАНОНИчЕскОМ СлОВаРЕ ЭР я (пРиблиЖЕнИе к КЛАССИкЕ, 3-2 В. До Н.Э.), Он отОЖДестВиЛ Гэ у с ПоСТИженИеМ зАкЛЮчеННых в "ДелАх И ВЕЩАх" пРиНципов (лИ). еГо гЛАВный ОпПОНЕНт В НЕОКоНфуциаНсТВе ваН яНМИН (1472-1529) пРедЛОЖИЛ ПонИМать "гэ" кАК "ВыПРАвЛЕние" (чжЭН), ИмЕя в Виду праВиЛьнОЕ ОтНОШЕНИе к "вЕЩаМ" (У), кОторЫЕ В сВою очеРЕдь СВодИЛись к ДелАм (Ши3), А ТЕ - ПРЕждЕ ВСего ПоМЫслам, ЗАКлюченныМ В "СОБстВеННоМ сердЦе" (ШэнЬ синЬ) И НАпраВлеНныМ на "уСоверШЕНствОВаНИЕ сВОеЙ лиЧНоСТи" (сЮ Шэнь).
в ХОДе нАчАвшЕгоСя В 17 В. разВИтИя криТиКи как ЧжУСИаНСТвА, Так и янминиЗМа нА ПЕРвый плаН выдвИнУлосЬ ИсТоЛКованиЕ Гэ У В кАЧесТВЕ ПрАкТичЕСКОГо ОТНОШЕНиЯ К веЩаМ, ПО ВыражЕнИю яНЬ ЮаНЯ (1635-1704), ИХ "ВывЕрЕнИЯ рУкАмИ" (шоу гЭ ци у). В КОНЦЕ 19 в. этиМ тЕрмином СтАли ОБОзначАтьСя заПАДНые еСтЕСтВенНыЕ НАУКИ, в совремеНноМ ЯзыКе оН имЕеТ ЗнАЧЕНие "еСтЕсТвоЗнАние, пРИРодОВедЕние".