МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ


Значение МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в английском языке

"Предопределение", "сУДЬбА", "ЖИЗнь", "ЖиЗНЕНноСТь", "вЕЛЕнИе", "ПриКаЗ", "мандат" (Мин1). кАтегоРиЯ КиТаЙСкОй фИЛОсОФИи, СочЕтАюЩАЯ зНАЧЕНИЯ "ЖиЗнЕнНоЕ пРеДОпреДелеНиЕ" и "прЕдОпРеДеЛенНАя жиЗНь". этимОлОГичеСкИй сМЫСл иерогЛиФА "мИн1" - "уСТНЫЙ ПрикаЗ" (ВклЮЧАет ЭЛЕмЕНтЫ "Рот" И "пРиКАЗ"). ОсмЫсЛЕНИе НЕБА кАК "безМОЛВнО" РукОВОДЯЩЕЙ МироМ СиЛЫ (ши цзиН, 11-7 вв. ДО Н.Э.: "НесОмое ВыШНИм небОм НЕ ИмЕЕт ни ЗВуЧАНИя, НИ ЗАПАха"; луНЬ юЙ, 5 в. ДО н.Э.: "УчиТЕЛь СКАзАЛ: „разВе нЕбо что-ниБудь ГоВориТ?"") ПРИвЕЛО к ФИлосоФСкОмУ исТОЛКОВанию ПоняТиЯ "МИн1" кАк нЕгласнОго ПРЕДпиСАнИя, сУдьбЫ, ОПРеДЕЛяЮщеЙ И жизНЬ и СмЕрТЬ. нАпримЕр, в ЛУнЬ юе смерть В ОдноМ СлУчаЕ оПРЕдеЛЯЕТсЯ кАк МиН1, В ДрУГОм слУчАЕ - КАк УТрАтА МиН1 (ср. РусскИе вырАЖеНИЯ "нЕ судЬБа" И "ТакОва СудьБА"). в ОТлИчиЕ от ЗаПаДныХ термИнОВ, вЫРАжающИх два АКсиолОГическИ протиВОПолоЖНЫх ПонЯтИЯ судьбЫ - кАК рАВно НеСВОБоДных сЧАстЛИвой СЛУЧаЙНостИ и НЕСЧаСтлиВоЙ НеобХоДИмоСти (ДРеВНЕГреч. tYche - anANce, aISA - DiCE И т.П.; Лат. FOrTUNa - FATUm; РУС. сЧаСТЬЕ - рОК, СуДьБа - УчаСть и Т.п.), кИтаЙСКая "мИн1" ВыРаЖаЕт понятИе СУдьБЫ каК ПреДОПРЕдЕЛЕНиЯ, ДОПусКающеГО воЗМоЖнОсТь сВоБОДЫ (сР. совМЕщЕНИе идей ПреДОПРеДЕлеНИя и СвобОды воли В ХРИСТИАнствЕ). мИН1 предпОлАгаеТ оТСутстВИе нЕОБхОдиМоСтИ в двуХ смыСлАх: 1) воЗмОжНоСть ИзмеНЕНиЯ самогО прЕдопрЕдЕленИя; 2) вОзмОЖНоСтЬ ПодЧинЕнИЯ ему лИбо уКлОнеНия От неГО. осНовнЫе КОррелятЫ МИн1 - ПОНЯТИЯ "ТЯНь" (НЕБО) И "сИн1" (" пРИРоДа") отРАЖАЮТ ПРедсТАВленИя (ПРЕЖДЕ всЕГО коНфуциАНсКИе) О РЕалИзаЦИИ "ПрЕдоПРеДЕлЕнИЯ" НА уРовНЕ КОсМОсА (нЕба и земЛИ - тЯнЬ ДИ), социумА (ПоДнЕБЕСнОЙ - тЯнЬ Ся) и ГОСУДарСТВА И НА УРовне ОТДеЛьНОй "ВеЩИ", в ТОм чИСлЕ чеЛОВечЕсКоЙ "ПРирОды".

пОНяТиЕ "МИн1" ПоявЛяЕТСЯ в 1-й ПоЛОВИНе i ТЫсяЧЕлЕТИя дО Н.э. В ДРевНЕЙШИХ пАМЯтНиКАх (Ши ЦЗин, шу цзин) ГЛАВНыМ обРАЗОМ каК аТРИбут НЕба - "небЕсНОе ПреДопРеДЕЛЕНИе" (тяНь мИН). уже в ШИ цзИНе ПредсТаВлЕнА ИдЕЯ "ОбНоВЛениЯ преДоПРеДЕЛенИЯ" (МИН ВЭй СИНЬ - СоВРЕменНОЕ ЗначЕНИЕ "РЕфОрМА"), А в ЧЖоУ и - ИДЕя "сМЕны прЕдОпРедЕЛеНиЯ" (гЭ МиН - сОВРемЕнНоЕ зНаЧениЕ "РевоЛюЦия"). пЕрВОнАЧаЛьнО поняТиЯ "тЯнЬ мИн" и "Гэ мин" пРоециРОвались исклЮЧиТельнО На соЦиУм И его репрЕЗеНтАнтА - ПРАвИТеЛя (сЫнА НЕбА - ТЯНЬ цЗЫ). миН1 РАсСМаТривалОСь каК "ПОвЕлеНиЕ", "Мандат" ВЫСшеЙ РЕгУляТИвНОй СиЛЫ - неБА, АДресОваНнЫЙ ПраВИтелю. НеСобЛЮдЕнИЕ вЕлЕНИй нЕбА МоГлО прИвесТИ К пЕРеДаЧЕ "МаНДАТа" ДРУГОМу лицУ. нАпРИМер, В шУ цзиНЕ иДЕЕЙ "Гэ мИН" каК ПОЛуЧеНиЯ кАРы За ПОрок и награДЫ зА дОбРОДЕтЕль обЪяСнЯЕтсЯ пАдЕНиЕ дИнаСТИИ ИнЬ и ВОЦАРеНИЕ диНасТии ЧЖОУ В 11 в. До Н.Э. ОСНовОпоЛАГАюЩУю тЕоРЕТИЧЕСКуЮ РазРАБОТКУ КОНцЕпции ИзМЕНеНиЯ "(НеБЕсНОго) ПРЕДОПРЕдеЛЕНИЯ" оСУЩЕСТвИЛ мэН КЭ (мэН-ЦзЫ, 4-3 Вв. дО Н.э.), ХотЯ и БЕз ПрИменеНИя тЕрМинА "гэ мИН": пЕредаЧей ВлАСтИ наД ПОднебЕсной РАСПОрЯЖАЕтСЯ НеБО и пРИ нАРУШЕНии нОрмальнОГО ДиНАстиЙНОгО ПравленИя НеГоднЫЙ ПРАвИтЕлЬ сТаНовИтСя УзУрпАТОРом ТрОнА, кОтОрыЙ переДаЕТСя неБОМ пОдлИнНОмУ СынУ нЕБа.

раСШирЕНИЕ пОНЯТия неба (ТянЬ), СтавшЕго вЫраЖЕнИеМ ВЫсшеГО природНоГО НАчаЛА, ПРИвело к ВКЛЮЧеНиЮ В СМысЛОВОЙ сПЕКТр "небесНОГо ПОВеЛения" ПреДстаВлениЙ О НЕКОЕм имПУЛьСЕ, ПоСреДСТвОМ КотОРОГО нЕбо НАДеляЕТ ВеЩИ ОпредЕленНЫми СВОЙСТВАМи, - О "ПрЕДОПРедЕлЕнИи". ЭТо ПрОявилОсь Уже в РаннеКоНфУцИАнСКих ТРаКТОвКаХ биНоМа "тЯНЬ МИН", КотоРый ОтЧЕТлИвО ПРоТИвосТоит ПоНятиЮ "тЯнЬ чЖи" ("нЕБЕсНАЯ воЛЯ") у МОИСТов (сМ. Моизм): МИН1 У кОНфуцИаНЦЕв не ПРеДПОлАГаеТ коНКретнОГо СУбъЕКТА вОлЕиЗЪяВлеНИЯ. но если Сам МО ДИ (5 В. ДО н.Э.) ПОЛАгАЛ, чтО лЮбАЯ вЕРА В "ПредОпрЕдеЛенИЕ" бессмыСЛЕнна, ТаК КаК "пАРаЛиЗУеТ" чеЛОВЕКа, СуДЬбА КОторОГО на сАМом ДЕЛе ЗАвИСИт лишЬ ОТ егО ПриЛеЖанИя и НАсТОЙчивоСТи В вЫполНЕнИи пОЗНавАЕМОЙ "ВОЛи НЕБА", тО коНФуциЙ (6-5 вв. дО Н.Э.) Считал "поЗнАниЕ пРЕдоПРеделениЯ" (ЧЖи мИн) оБяЗатЕлЬНым ДЛЯ "БлаГорОДнОго МуЖа" (ЦЗюнь цзы). пОслЕДОВатЕЛИ кОнфУЦия, ОсНОвЫВаясЬ на ПРИНЦипе гОмОМорФиЗма МаКРО- и мИКРоКосмА, ОСмыслиЛи вОзмоЖнОсТь поЗНаНия и ИЗМеНЕНия ЧЕЛОвЕком соБСТвЕНнОй " ПрИРОДЫ" (СиН1) КАК воЗмОжноСТь ПОзНАНИя НЕБа И ВлИяНиЯ На нЕГО: "сПОСоБнЫй ИСЧерпЫВАЮще СВОЮ ПРиРОДу... МожЕТ ВойТИ В ТрИедиНСТвО С НеБом и ЗЕМлЕй" (ЧЖун Юн, 5-2 вВ. До Н.Э.). ПоД "иСчерПЫВаЮщИМ " подрАЗУмеВАЕТсЯ сОвеРшеннОе ЗНАНие сВоЕЙ ИСтИнНой ПРироды И аДекватНое ЭтоМУ знАнию пОВеДеНИе. ОСноВоПоЛаГАЮЩИе для КОнфУЦИанСтва ПрЕДсТавЛЕниЯ о двух ВИдаХ СвязЕй между чЕЛОВеЧЕскоЙ "прИРоДой" И "НебЕСныМ пРЕДОПредЕЛеНиЕм" закрЕплены в чжУн юнЕ: "пРЕДоПрЕдеЛЯЕМОе (МИн1) НебоМ НАЗываЕтся ПрирОдОй (сИн1)", А тАКЖЕ В КоммЕНТирУЮщЕй чаСтИ чжоУ И (Шо ГУА чжУАНЬ, ОКоЛО 4 В. До Н.Э.): "до иСтОщенИя ПриНцИПЫ, До иСчеРПАниЯ пРИродА - дЛЯ тОГО чТОбЫ ДОЙти до кОНЦА в тОМ, ЧтО пРЕДоПрЕдЕЛеНо (МИН1)".

сОгЛАсно Мэн КЭ, "ЕСЛи нЕт ДоВоДЯЩИх дО кОнцА, А нЕЧто доХоДиТ До КонЦА - эТО ПРЕДОПРедЕлЕНие". МИН1 у НегО РАЦИОНалЬНо и НЕФАтАЛЬНо: "НеТ ниЧЕго, чТо НЕ быЛо бЫ НЕ прЕДОпределЕНО (ФЭй миН), Но следУЕТ ВОСПРиниматЬ ТолЬКО ПРаВильное . ПОэтОМу ЗнАющий ПРЕДОПреДЕлЕНИЕ НЕ СтАНеТ ПОД нАвисШеЙ СтЕНой". СУбЪект Может "УтвЕРДиТЬ ПРЕдопРеДЕлЕНие" (Ли МиН) лИБо "УСтранИТЬ" Его (ФАн мИн). Сюнь куаН (сюнЬ-ЦЗЫ, 4-3 ВВ. До Н.Э.) ФаКТИЧескИ разВИЛ эТи идЕи В ТезиСЕ о ТвоРЧЕском "УстРоении НЕБЕСноГО пРЕдопРЕДЕЛения" (чжи тянь МиН). ДуН ЧжУНШу (2 В. до н.Э.) КомПрОмИсснО ПРИЗнАЛ СуЩестВованИе ДвУХ видОВ "прЕдопределениЯ": "ВелИкОГО" (ДА мИН), кОТОрое "тЕлесНО" (ти1), Т.е. ПРирОдно, и "изменяЮЩеГоСЯ" (бЯНЬ миН), КоТоРОе "ПОлИТИЧнО" (чжЭн2), Т.е. поДВеРжЕНо сОцИаЛьнО ОБуслОВлЕнныМ ИЗмЕнеНИЯМ. ВАн ЧуН (1 в.) иСтоЛкОВЫвал мИН1 каК вОЗДеЙстВие ПриРодНЫх ("ПНЕвМЕНнЫх"-Ци1) задАтКОв НА пРоДолжителЬнОСТЬ жИЗнИ И ВоЗМожНоСТь дОсТиЧь блАГОСОстояниЯ. он КРИТИчЕсКи изЛожил КОНЦЕпЦию тРех ВиДОВ "прЕдОпредЕЛеНИя": 1) "ПрАВиЛьнОе" (ЧжэН мин) - МакСималЬНАЯ стЕпЕНь БлаГОсоСтояНИя, КоТорОЙ ЧеЛОВЕК СпОСОБЕН дОСТИЧЬ ПрИ свОИх ПРИРОднЫх зАДАТкАХ; 2) "оккАЗиоНАЛЬнОЕ" (СУй миН) - ДОСтиЖенИе благосОсТояНиЯ ПрИ КОНцЕнТРАции усиЛИй на дОлЖнОм ДЕйСтВИИ и бЕдСтВиЕ в СЛучаЕ "ПоДЧИнЕНИя чУвсТвЕнНоСТИ И разгУлУ СТРАстЕЙ" тОгО, нА КОго ЭТО "ПредОпРЕдЕлЕнИЕ" НисхоДит; 3) "иНЦиДеНТНОЕ" (цЗАо МИн) - КоГДа "благИЕ" (ШАнь) ДЕЙствиЯ ПРИВОдЯт к пагуБНыМ пОСЛеДсТВИЯМ Из-ЗА НЕИЗВЕСтНыХ чЕЛоВЕкУ нЕбЛАгопРияТНЫх ВНеШНИХ фАКТОРОв. сЮнь Юэ (2 В.) выдЕЛяЛ "ТРи КАТЕгорИи" (санЬ пиНь) "НебЕСногО ПреДОпредЕлЕНИя", СВяЗАнНые с КачЕстВОм "пРИРоды" чЕлОВека. оСноВЫВАЯСь на пОлоЖениИ кОНфУция О неИЗмеНноСти выСШЕй МУдроСТи И НИЗшЕй гЛУПОСтИ, Он ОпРЕдЕлИл вЫСшУю И НИЗшую каТегоРиИ "пРЕДОПРЕДЕлеНИя" как нЕИЗМЕнНые, а срЕдНЮЮ пОСТАвИЛ В ЗАвисиМосТь От "чЕлоВЕЧеСКИх дел" - ее мОЖно иЗмЕнитЬ В ту иЛи иную СТОроНУ.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.