У-ВЕЩЬ


Значение У-ВЕЩЬ в английском языке

"Вещь", "ОбЪЕКТ", "ПРедМЕТ" (У1). однА иЗ цЕнтральНЫХ кАТегОрий КИтАЙСКоЙ ФИЛосОФИи, соЧетаюЩая два ОСноВных знаЧЕниЯ: 1) вЕщЬ, сущЕСТво, ТВАРь, ВКЛЮЧая ЧеЛОВеКА ("жЭнЬ у" - БУкВАЛЬно "чЕловеЧеСКАя ВЕЩь"); 2) ПреДМеТ, объеКТ, Не-Я Как пРотИвОпоЛОЖНОСТЬ мыСЛЯщЕМу сУБЪЕктУ ("У ВО" - бУкВальнО "вещь И Я"). ИСхОдНЫе ЭтиМОлогИЧЕСКИе ЗНаЧЕНИя: на иньскиХ ГАдательныХ КОСтяХ "ЦВЕт вспАхАНноЙ ЗЕмли", "раЗНоЦветНЫй", "ПеСтРый бЫк"; бОлеЕ пОЗдниЕ, ЧЖОускиЕ - "БыК, жеРтВеНнОе живОтНОЕ", "рОд, вИд КЛАсС", "оБОЗНАчЕНИЕ, СИМВОЛ". ЭтимолОгичеСким насЛЕДиЕМ в сеМаНтИКе у1. стАли ИдЕи ожИвотВореНноСтИ (В иЕроГЛиФЕ ПРиСУтСтвУет КЛюЧЕВоЙ эЛеМент "БЫк") взаИМОСВяЗи С ДейсТвУЮЩИМ СУБЪекТоМ (ВТоРОй кОМпОНенТ ИЕРОГЛиФА, омОНИмИЧнЫй фоНЕТик иМеЕТ иСхоДНоЕ ЗначЕние "ВспАШКа ЗЕМЛи, земЛедЕЛиЕ", КлаССИФиКацИИ Всего многОоБраЗИя ВЕщЕЙ И дЕл (ПЕСТРотЫ мИРа) в "10 000 РОдОВ".

У1 В ЦЕлОм трАкТОВалОсь КитайсКими ФиЛОсОфаМИ КаК "оФОРМЛЕнНОЕ" и деятеЛЬНОЕ (вЭЙ) пРоявЛЕНиЕ обЩемИРоВОй "ПневМы" (ци1), ПОдрАЗУмеВаЮщеЙ такЖЕ СУбСТантиВАЦИЮ дУховНых НаЧал. сОгласНо СИ ЦЫ чжУаНь (4 В. дО н.э.), "оСемЕненнАЯ пНЕвМа ОБрАзУет вещИ"; АнАлОГИчно в ГуАнЬ-цЗЫ, 4-3 вВ. До н.э.: НалиЧИЕ "сеМЕнИ" (Цзин3) оЗНАЧАеТ "РождЕНие вСЯКой ВеЩИ" оТ злАКОв И нЕбЕСНЫх СвЕТИл дО "НавеЙ И ДуХОв" - гуй шЭНЬ. ПОД У1 МоглИ ПонимАТЬСя И мАтерИАЛьНое, ТелеснО-ЧуВствЕнНоЕ ЯвЛение (чжУАн-ЦЗЫ, 4-3 вв. ДО Н.э.: "ВсЕ, чТО обЛадаЕт видОм, ФИгуроЙ, ЗВуЧаНИем, цветОм, Есть вещЬ"), и идеаЛизИРованнЫй ОбРаЗ ДЕйСТвитЕЛЬнОСТи (в даО ДЭ ЦЗИнЕ Дао - Это у1). В ДРЕвнЕкИтАЙсКих ПРотОлОГиЧеСКиХ и ЛИНГВисТичЕСКИх теоРиях У1 - ОбщЕе обОзнАЧЕНИЕ РЕФеРеНТА люБоЙ НоМИНАциИ, нЕобХОДиМЫм корреЛятом КотОРого ЯвЛяюТСя "имя" (МИн2), "сЛОВо" (яНЬ), ОбОзНаЧенИе (Чжи3) ИлИ сАм ОБоЗнАчАЮЩий СубъеКт: СоГЛасно ли ЦзИ (4-1 Вв. до н.Э.) "словА ОблАДАюТ у1", тО есть ЗнАЧЕнИями; В Мо-цзы (5-3 вВ. ДО н.э.) "ВсЕобЩаЯ лЮБовЬ" И АгрЕссивНая вОйНа СУТЬ "Вещи", отЛИчНЫе оТ чАСтНогО, КонКрЕтНого. оБъЕКта - Ши2 ("РеалИИ"). в кЛассИфИкАциЯх "иМеН" у1 фИгуриРует В КачЕсТве НаиБОЛЕЕ оБЩЕй кАТеГОРИи - "ВсеобщЕгО ИМЕНи" (дА МИН) у МОИСТоВ и "боЛЬШогО обЩЕгО имеНИ" (да гУН мИН) В сюНЬ-цзы (4-3 вВ. дО Н.э.). В гУнСуНь ЛУН-ЦЗы (4-3 Вв. ДО Н.Э.) у1 и ЧЖИ3 ("паЛец", "ПОКазАтЕль") сОСтАвЛяют униВеРСАльнУЮ ОппозицИю "ОЗНачАеМоЕ - озНАЧаюЩеЕ". В пОнЯтИИ "У1" СОЧЕТаЕтСЯ такжЕ СуБстАнциалЬНЫЙ и пРоЦеССУАЛЬнЫЙ СМысл (ср. АНгл. THIng, нЕм. dinG, фРАНЦ. CHOse, лат. reS и ДРУгИе - "веЩЬ", "ДЕЛо", "обстОЯТЕльсТВО"), что ПОлУЧиЛО ЯвнОЕ вЫРажеНиЕ В ИСТОлКовании ТЕРмина "гэ У" ("вывЕРЕНиЕ ВеЩЕЙ", СМ. ЧжИ - Син) иЗ дА Сюэ (4-2 вв. дО н.Э.), древнЕЙший кОММЕнТатоР КОтоРогО чЖЭн сЮАНь (127-200) уПодобИл у1 "дЕЛам" (шИ3), ЧжУ Си (1130-1200) оПРЕДЕлИл кАк "дЕЛа И веЩИ" (ши у), а ваН янМИН (1472-1529) - прямо КАк "ДЕла".

в ОТличие от зАПАДНОгО понятИя "вЕщь", КоТОрОе МожеТ БыТЬ ПРИМЕНЕно К челОВеКУ ТольКО в УНИЧижИтельНом сМысЛЕ, КиТайсКое у1 вКЛЮчАЕт И чЕлОВЕкА: "УКаЗываЯ нА чИСЛо вЕщей, повеРЯт: их тЬмА (ДЕСяТь тЫсЯч). человек явЛЯЕтся едИнИЦЕЙ в эТОМ числЕ" (чжУАН-цЗы).

КаК яВЛЕния сУБсТаНЦионнО-процЕССуальНЫЕ У1 поДЧиНеНЫ унивЕрсаЛЬНОМУ ЗАКонУ ПУтИ (Дао) и СТрУктурИРуеМЫ ПрИНЦИпАМИ (ЛИ), ЧТО БЫЛо сфОрМулиРовАНО УЖЕ в хАнь фЭЙ-цзЫ (3 В. до н.э.): "ПуТь дЕЛАет ТЬмУ вЕщЕЙ Таковыми, каКОвЫ ОнИ сУТЬ; И оПРеДелЯеТ тьмУ пРИнципов. ПРинципЫ сУтЬ ЗНАки (вЭнь), фОРмирУюЩиЕ вЕщи". сОЧеТАнИе "у ЛИ" ("ПРИнциПЫ вЕщЕй") СТАло СИНоНИМОм нАУЧного поЗнаНия вСЕГо "МЕЖДУ нЕБоМ и Землей", а В НоВеЙшЕЕ ВрЕмЯ СУзИЛоСь До "ФизИКи". ЯНь ФУ (1854-1921) ИспоЛьЗОВАЛ "у1" Для ПЕревОдА дарвинОвСКих теРМиноВ "вИд" (у ЧжуН) И "БоРЬба ЗА СуЩЕСтвование" (у ЦзИн). в СОВРЕмеННОм яЗыкЕ У1 - ФОРмант тЕРМинОВ "мАтЕрия" (У чЖИ) И "МаТЕРИАЛизМ" (вЭЙ-У-ЧЖу-И).

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.