ЛИ-ПРИНЦИП


Значение ЛИ-ПРИНЦИП в английском языке

"Принцип", "ЗАкоН", "ПравИло", "аТРИбУТ", "ОСнОвАниЕ", "ПоРядОк", "мОтИв", "реЗон", "ТеОРия", "ИСТИнА", "ПРаВдА", "ИДЕаЛ", "РАЗум", "НоумеН" (ЛИ1). оДНа иЗ осНоВоПОлАГАющих кАТЕгОРИЙ КЛАсСичЕСкОЙ КитаЙскОй ФИлОСоФИИ. этиМоЛОгиЧеСки вОСХОдИт к ОБозНАЧЕНИю раЗМЕТКи и РАЗМеЖЕВанИя полЕй (ПРавАЯ чаСтЬ ИЕРоГлиФа сОСТоит ИЗ ЗНАКов "полЕ" и "пОЧвА") илИ прожИЛОК на яшМе, ПучКОВ ВолОКон рАСТенИЙ ("узОРНой ФАКтуРы") И ПРОцЕДУРЫ обрабОтКи дРаГоценНыХ КАМнЕй. ИСходНЫЕ знАЧЕнИЯ ИерОгЛифа "лИ1" оБуслОВиЛИ ЕГо теРмиНолОГичЕСкий СМыСЛ: уПоРЯДОЧиваЮщЕе, СтрУКТуРИРУющее И иНдиВидУалИЗИРУющЕе НАЧаЛо, АТриБУТ, НЕоТЪЕМЛЕмое СВОйСТвО, ПРИСУщЕе оТДеЛьНОй ВЕщИ и вСЕмУ сУщЕМУ, В Том чиСлЕ явлениЯМ ДУХоВной ЖизНи. в китаЙСКОМ БуДдИзМе испОльЗовАлсЯ длЯ ПЕреДачи теРМинОВ "сиДдХаНТа", "хЕТУ", "нидаНа", "пРАМАнА".

кАК ФИЛОСОФСКОЙ КАтегОрИи лИ1 С СаМОГО начАлА бЫли ПрИСуЩи тРи оснОвНЫХ Смысла: ФИЗИЧЕСкИЙ, МЕТаФизическИй И аНтРОПолоГиЧеСКиЙ. В фИзИческоМ СМыСЛЕ ли1 - эТо ВнЕшНиЕ ЧУВсТвЕННЫЕ свойСТва вещЕЙ, ОПрЕдЕлЯЮщИЕ их " ФорМЫ" (СИН2), ЧемУ в соВреМЕНнОм яЗЫКЕ СоОтВеТстВУет тЕрмИн "У-Ли-СЮЭ" - "физика" (бУКвальнО: УчЕНИЕ О приНциПаХ ВеЩей). в МеТАфИзИЧеСКОМ сМЫСЛЕ Ли1 - эТо внутРЕннее "НЕЗРИМОе" УсТроЙство ПреДМЕТОВ и ЯВЛеНий, СоотвЕТсТвУЮщЕЕ ДАО И ДЕЛАюЩЕЕ Их ПознавАЕмЫмИ. ПОскОльКУ Дао СубъеКт-объЕКтно, Его мОдуСУ Ли1 прИСУЩ И АНтропоЛОгИчЕскИй СмыСл - ФУНДАмеНтАлЬнАЯ ТРансПеРсоНаЛЬнАя хАРАКТерИстиКА чЕловечесКого "СЕРДЦА", т.Е. пСихИкИ (Синь1), сКоОрДИнирОВанНаЯ С "ДОлжНОй спРавЕдЛИВОСТЬю" (и1). как фАкТОР ПОЗНаниЯ Ли1 пеРЕстАЕТ Быть ЧувсТвеННЫМ АТРИБутОм мИрА ВЕЩЕЙ и, напРоТИВ, сТанОвиТСя ОпПоЗИциОнНыМ ВСяКой ЧУВСТВеННОсТИ. пРедСтавИтелЕм АНТрОПОЛогиЧесКОгО смЫСЛА ЛИ1 В СоВрЕМЕНном ЯзыКЕ выСтупает терМИн "СИНЬ-ли-СюЭ" - "ПсихоЛоГиЯ" (БуКвАлЬНо: УчЕНиЕ О прИНЦиПаХ сЕРдЦа). в ФилоСОфСКоМ коНтЕкСтЕ ли1 упОтРЕБляеТСЯ по кРайней Мере С 4 В. до н.э.: ТАк, в Ли ЦзИ и сИ ЦЫ чжуАНи (см. ЧЖоУ И) "неБЕСные ЗНАки" (тЯнЬ ВЭнь) кОРрЕЛирУЮТ С "ЗЕмнымИ ПРинЦИПАмИ" (Ди Ли), оТкуДа ПрОиСХОДиТ СОвРЕМЕнНыЙ ТерМиН "гЕоГРАФИя" (ДИ-Ли). ВАЖНЫм этаПом теРмИНологИзацИи лИ1 сталИ В 5-3 вВ. дО н.Э. уЧЕНия МО ДИ, позднИХ моИсТов, мЭн кЭ (мэН-цЗЫ), СюНь куаНа (сюНь-цЗы) и хаНь фэя. У МО дИ лИ1, пРОТИВОПоСтАВлЯЯсь "БЕсПОряДкУ, хаОСУ" (луань), иДеНтИФИциРуеТСя С "поРЯДКОМ" (Чжи) как УнИвЕрсАльной ОСнОВОЙ ПРАВИЛьНых "пОСтупкОВ" (син) и "ВысКаЗЫваний" (ЦЫ). У ПоЗДнИх мОистОВ тЕРмиН "ли1" ПРиобРеЛ пРотоЛоГичЕСкИЙ сМысЛ разЛИЧИтЕлЯ "ИМЕн И реАЛиЙ" (МИН - ши) "иСтИны и лЖИ" (Ши - Фэй) И СТаЛ НаИМеНОВаНИЕМ ОднОй Из треХ, наРяДу с "оснОВаНием, причИноЙ" (ГУ1) и "ПОДОбИЕм, ОДНоРоднОстЬю" (Лэй), хаРакТЕРИстиК ПраВильНогО высКАзыВания - ЕгО "ВЗраЩеНноСТи" (чаН), ТО ЕсТЬ ПостРОЕНнОсти. Мэн Кэ употреБЛЯЛ ЛИ1 каК этичЕсКОЕ поНяТИЕ - кРиТеРИй, ПРавИЛо, ОсНоВаНие НРавсТВенНОСтИ. СЮнЬ куАн СБлижАл зНАЧЕНИе ЛИ1 С "эТИКО-РиТуАЛьнОЙ блАГоПРиСТОйнОстью" (ЛИ2): вОЗДеЙСТвИЕМ сОоТВетСТВУЮЩих нОРМ "ОбрАБатывАеТСЯ", "ОбтеСЫвАетСя" иСхОДНо ЗлАя ПрИроДа ЧелОвЕКа, пОСлЕ Чего ВозМОжНО постиЖЕнИе И сОбЛюДеНИе ИсТИнНых "ПРинцИПОВ" суЩЕгО. ХаНЬ ФЭй уКАзыВаЛ На ВСЕЛЕНСкую УНИверСАЛЬНОсть лИ1 Как "ЗНАКОВ/кулЬТУРЫ (ВэнЬ) формиРОвАНИя ВеЩеЙ". ДАлЬНейшая РазраБОтка ДанногО тЕРМИнА СВЯЗАна с фиЛОсОфиеЙ "УЧениЯ о ТаИнСтВеНном (сокРОвеННом)" (СюаНЬ СЮЭ), оСоБеНно у вАН бИ (3 в.), кОторЫЙ оТожДЕствИл Ли1 С "ОтсутсТВиЕм/нЕбЫтиеМ" каК пеРвИЧНОЙ, УнИвеРсальноЙ и ЗАкОНосоОбРАзнОЙ суЩноСтьЮ Дао. ПРИНЦипы, пРеДставлЯюЩИЕ МИр отСУТсТвия/нЕБЫТИя, ОН счИТАл КОнСТИТУтиВнЫмИ КОМпонЕнтАМИ ВЕщЕй (У), Т.Е. мИрА наЛиЧИЯ/бытия (Ю), и ПроТИвОПОСтАВЛЯл ДЕЛам (шИ3), чТо ЯВилОСь тЕрМиНОЛОГиЧЕсКой ноВАцИЕЙ. ЭТА ОПпозицИя "ПриНЦИпы - ДЕла" ПолучилА рАЗВитие В УчеНИИ буДДИЙСкОЙ ШКолЫ ХУАЯнь, гДЕ МИР ноуМеНальных сУщносТей, СводИМый к АБСОЛюТу (тАтХаТА) в ВиДе ПуСтОты (шуНьЯТА) илИ "ЕДИНОГО созНаНИЯ" (и СИНЬ), опреДелялся ТерМинОм "ЛИ1", А МИр фЕНомЕнОВ - "ШИ3".

будДиЙСкАЯ ПОнЯтийнАя иНТерПреТАЦИя пОВЛИЯЛа нА неОКОнфуцИаНСтВО, в КОТороМ ли1 сТАло оСноВНой КАТЕГОриЕЙ, оПрЕДЕЛивШЕй СаМо еГО НаЗВаНИе кАк "УчЕнИЯ О пРИНЦИПе" (Ли Сюэ). спЕциАльнУю РаЗраБОтКу кАТегоРИИ ли1 В нЕоКОНфуЦИАНстВЕ нАчаЛи бРаТья чЭн ХАО И чэн И (11 в.), а ЗАВЕРШИЛ чжУ Си (12 В.). Под ЛИ1 сТало пОниМаТьСЯ ИСхОдное суБСтанЦиАЛьнОЕ начАЛо, сОСТАВлЯющЕЕ ПРирОДУ ВещЕЙ и оПрЕдЕЛяющее ИХ стрУкТУру. совоКУПНОСтЬ вСЕгО МноЖесТва "ПРИНЦиПоВ" ОтдЕЛьНыХ ВЕЩЕЙ оБРАзуЕт "ВЕликиЙ ПРЕДел" (Тай цЗи) - пЕРвОсущНоСтЬ и пЕРвОисТОЧнИк лИ1, оФОРМЛяЮщИХ АМорФНую "пнЕВму" (цИ1), ВЫзЫвАЯ прОцЕсС кОсмОгЕнеЗА и фОрмиРовАНиЯ мИРа. Ли1 рАссмАтРивАлОСь КаК лОГИЧесКИ пеРВИЧНоЕ ПО отНОшенИЮ К ци1 НАЧаЛо, ХотЯ еГО ОнтологиЧескаЯ ПЕрВиЧНосТь отрИцАЛаСЬ, посКОльКУ, пО уЧениЮ чЖУ Си, Ли1 и ци1 НеОТдЕлиМы дрУГ от друга И Вне ВЗАИмной КОРреЛяЦии Не сУЩеСТвУюТ. нЕокОнФуциаНцы СчИТАЛИ ЛИ1 таКЖе ЭТИчЕСКИм начАлОм, сОДЕржащИм ПЯть ОСновНЫх НраВСтвеНныХ нОрМ ("ПЯТь постоЯнсТВ", у чАН): "ГУМАнноСтЬ" (ЖэНЬ2), "дОлжнуЮ сПРавЕДлИвоСТь" (и1), "бЛагОПрИСтОЙНосТЬ" (ли2), "разумНОСтЬ" (ЧЖи1) и "бЛАгоНАДежноСТЬ" (сИНь1). данНЫй тЕзис И тоЛКоВАНиЕ ли1 кАк изНАЧаЛЬнОЙ И ПЕрвИчной ПрироДы ВСеХ ВЕЩеЙ и ЖИвыХ суЩеСтв оБУСЛОВЛИваЮт этИчеСКоЕ наполНЕнИЕ ОНтологиИ и КосмоЛоГИи НЕоконФУцИАнсТВа, сОГласНо УЧеНиЮ кОТорОГО цеЛь челОВекА - ВыявИТь В сеБе ИСходнО БлАГую прИроДУ, "неБЕсные ПРИнципЫ" (ТЯнь лИ) И иЗбавИТЬСя От паГуБнЫх "ЧелОвечЕсКИх сТрастЕЙ" (ЖЭНь юЙ). в ФилоСофиИ ДРуГОГо ведУЩЕГо НапРавЛЕНия в неокОнфуЦИанСТвЕ, шкОЛЫ Лу цЗЮюАНя (12 В.) - ВАн янМиНА (КОНЕЦ 15 - нАчало 16 в.) ЛИ1 СЧиТАЕтСя пРИНадЛЕжаЩИМ сфЕРЕ псИхИКи, СоЗнАнИя - "СерДцА" тАК ЖЕ цЕЛоСтНо, КаК оБЪектиВНомУ мИРу. в БОЛЕЕ поЗдНИх течениЯх КОНфУЦИаНстВа, оРиеНТиРОВАннЫХ на ЭМпИРИзм И оПпоЗИЦиОннЫХ кАк эКСТравЕрТнОй ЧжуСиаНСКОй орТодоКсИИ, таК И ИнТрОВеРТномУ яНмИНизмУ, лИ1 сЧИталОСь ПроиЗВодНыМ от ЦИ1 (ВаН ЧУАНьШАНЬ, дАй ЧжЭнь, яНь юАНь, лИ ГyН И ДРугИЕ).

в сИНоЛогИчеСКОЙ ЛИТераТуРе ПРеДприниМалИсь ПопыТКи ИСТОлКовать пРОТиВоПОСТАВлЕНИЕ Ли1 - Ци1 как оПпозиЦИЮ соотвеТСтвЕнНо идЕаЛьнОгО И МАТерИальНого.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.