"Благопристойность", "ЭТико-РИтУАЛЬныЕ ноРМЫ", "морАльНЫЕ Права", "этиКЕт", "эТИкА", "рИТуАЛ", "цЕРЕмоНии", "УСТАновлЕниЯ" (Ли2). ОднА из ЦентРаЛьнЫх КАТЕГоРий КитаЙсКОЙ ФИЛОсОфИИ, ГЛАвНыМ оБРаЗОм КоНфУЦиАНсТВа, сочеТАющАЯ дВА осноВнЫх сМЫСЛа - "эТИКА" и "РИТуАл". ЭТимоЛоГиЧеСКОе зНачЕние - "КуЛЬТОВое ДейСТВИе С сосуДоМ". НАЧЕРтание иЕрОгЛифа "Ли2" рОдНиТ ЕгО с ОНтоЛОгиЧЕСкИМ пОНЯтием "тИ1" ("тЕЛо", "СТроЙ", "суЩНоСТь", "субсТанЦИя", СМ. Ти - юН) - ГрАФИЧЕСКУю оСнОВУ ОбоИх иЕрОГЛИфОВ СоСТавЛяЕт иЗОбрАЖЕНиЕ РИТУАльНогО сОсуДа. ИХ эТимОлОгИЧескОе рОдСтВО, ВиДИМО, во мНогОМ прЕДОПРЕдЕЛИлО ОНТолоГизацИю ПоНяТиЯ "ли2", КОТОРОе стАлО мЫСлИться Как ВыражеНИе важнЕЙШеГо ФаКТорА не тоЛЬкО кУЛьтУрОСозиДаНиЯ, нО И КоСмОупоРЯдОченИя. до сеРедИнЫ i ТЫСЯЧелЕтия дО Н.э. вОзДЕйсТВИе Ли2 СчиТАЛОСЬ осноВЫвАЮЩимСЯ На РЕлИГиоЗном РиТуале, А вПОсЛеДсТВИи ПОЛУЧиЛо ПРЕиМУЩЕстВЕННО ЭтИЧЕСКоЕ исТолкОваНиЕ.
в ДреВнейШИх ИдЕОлогиЧЕсКИх писЬМеНнЫХ ПАМятнИках (шУ цЗИн и шИ цзин) ИЕРОглИф "лИ2" ОбОзНаЧаЛ обРЯДы, ДАЮЩиЕ возМОжнОсТь пРеОдОЛЕть поЛИТИЧеСКИЕ кОНфлИКТы и отраЖаЮЩие еДиНсТВо МиРа, А таКже ХрАмОВЫе и ДВОрцОВЫе РИтУалЫ, ФоРМы ПОвЕДеНИя саНоВнИКОВ По отношенИю К наРОДУ. кОНфУЦий (6-5 ВВ.), ТЕорЕтичЕСки ОСМыСлиВ пОНятиЕ "лИ2", пРЕВРАТиЛ его В сАмУЮ ОБщУю хаРактЕРиСтикУ правилЬнОго оБЩеСтВеННого усТройСтвА и ПоВЕдеНия чеЛоВЕКА ПО ОтНОШЕНиЮ к ДрУГИМ И К сеБЕ: "ПРАвиТЕлЬ РуКоВОДИтЬ поддАнныМИ ПОСРЕДСтвОМ лИ2"; "пРЕОДоЛЕНиЕ СеБя и ОбращениЕ К ли2 сОСтАВлЯЕТ ГУманнОсТЬ (ЖэНЬ2)... не СледУЕт СмОтрЕТЬ НА несоотвЕтСТвУюЩЕЕ ЛИ2, не СЛЕДУЕт слУшатЬ НЕсООТВетСТВУЮщеЕ ли2, Не сЛеДуЕТ ГоВОрИТЬ неСОотвеТСтвующЕе ЛИ2" (ЛУнь ЮЙ). расПростРАнЕНИЕ пОдоБнОгО кОнТроЛЯ на чувСтвЕНную сфЕРу стаЛо У конфУцИЯ ОсновоЙ длЯ ПРИДАния Ли2 сТАТУСа гНОСЕО-прАКсиоЛоГИЧескАЯ НорМАтива: "рАСШиРяЯ ПоЗНАНия в знаКах/пИсьмЕнНОстИ/КУЛЬтУре (вЭнь) и сТЯГивая Их С ПомОЩьЮ Ли2, МоЖНО иЗбегНУтЬ НАрУШеНий" (лУнь юй).
СтАв ОднИМ из вАЖНЕйШиХ СИмВоЛов кОНфуЦИаНсТва, В 5-3 ВВ. до Н.э. КоНЦЕПЦия лИ2 ПрЕврАтиЛаСЬ В ЦЕНтРаЛЬНУЮ МИшеНь АНтиКОнфуцианских ВЫПАдОв со сТОРОНы КоНКуРироВАВшИх с ниМ фИЛоСоФСких шКоЛ. ДАосы ПоДчЕркИвАлИ ИсКусСТвЕННоСть и бесплОДНый риГоризМ конфуЦИанСкоЙ "бЛагОПРисТОйноСТи" с позИЦиЙ гЕдОнИСтИЧЕСКОГО слеДОВанИЯ ПрИРОДному ЕстЕству (нАпрИМеР, ЧжУаН-цЗы). в РАННем ДаосиЗМе ли2 пРЕдстАвЛено КаК РЕзуЛьТАТ поСЛЕДОвАтЕлЬноЙ деГрАдаЦИИ даО, ЗатЕМ "блаГОДати/ДоБРОдЕтеЛи" (ДЭ1), "ГуМАННоСтИ", "долЖНоЙ спрАвЕдлИВоСтИ" (и1), исТОЧнИк УтраТЫ "ВеРнОСтИ" (ЧЖУН2) И "блАГОНАдЕЖНОСТИ" (СИНЬ2) (дАо ДЭ цзИн). МОиСты (См. МОИЗМ) С позицИЙ СОциальнО-ЭкОномичесКОгО УтилИтАрИЗМа и пониМАнИя Ли2 КАК "пОЧтИТЕЛьНОЙ ОсТоРожНОСТи" (Цзин4) ПОДВЕРГЛИ КриТИке ЧрезмеРНОе уВлЕчеНие кОНфУЦиаНЦеВ ОбряДоВО-цЕРЕМОНИальной сторОноЙ Ли2, еЕ услОЖНенИЕ ДО КРайНе ИЗОЩРЕнНыХ И ТРУДнОвЫПоЛНИмЫХ фОРМ (Мо-цЗЫ). леГИСтЫ (См. легИЗм), таКже ОТВерГаЯ ли2 каК ВыСшИй приНЦип соцИАлЬНОЙ РегУлЯЦИИ, в кАчеСтВе АльТерНАтивЫ ВыдВИнУли АдмиНиСТРаТивНыЕ ПРИНЦИПы И ЮРидичЕСкИе ЗАКоны (ФА1) (НАпРИМЕР, шАн ЦзЮнЬ шу).
ДвУЗначносТЬ Ли2 КаК "Этики" и "РИтУАЛА" позВолИла ДВУм ГлаВнЫм пОсЛеДоВАТЕлЯм коНФуцИя И ОснОватЕЛяМ ПроТивопоЛоЖНЫх ТеЧеНИй В КоНФуцИаНСТвЕ - МЭН Кэ (МЭн-ЦЗЫ, 4 - нАчАЛо 3 В. До н.Э.) И сюнЬ КУАНУ (сюнь-цзЫ, коНЕц 4 - 3 В. До н.э.) По-РАЗноМУ ИСТОЛкоВАТЬ Эту КАТегОРию: сОоТвЕТСтвЕннО как ВНУтРЕННее МОРальНое КАЧЕсТВО чеЛОВеКА и КАК НаЛАГаЕМУю НА НЕго иЗвне соцИаЛЬНУю ФорМу. исхоДя ИЗ пРИЗНАнИЯ врОждЕННОй "ДОброТы" (шаНЬ) ЧеловЕчЕской "ПРИРоды" (СИН1) И ПОЛАгАя ОпреДеЛяЮщиМ фАкТороМ специФиКи чЕЛоВЕкА "ОтКАзывАЮЩЕЕ И УсТУПающЕЕ сЕРдЦе (СиНЬ1)", МЭН Кэ нАзВал этоТ ФАКТОр "НачАЛоМ Ли2", а сАмо ЛИ2 опредЕлиЛ КАк "БЛАГОГОвЕющеЕ и ПочТИТЕЛьно-остОрОжнОе СЕРдЦе", "ИсКонНО ПРИСуЩее" ЧЕлОвеКу. сюнь куан Же ССылалсЯ НА тО, ЧТо чЕЛовЕКУ от рождеНИЯ присуЩи люБовь к выГОде и пЛОТСкиЕ СТРаСТи, ГУбЯщие ли2, прАвила кОтоРогО бЫлИ уСТАНовлЕНЫ В ОБЩеСТве ДРеВнИми "сОВерШеннОмУдрЫМИ" (ШЭН1) дЛя обуЗданИя "ЗЛОй" (э) челоВечЕской "пРиРоДЫ"; Эти ПРаВИлА являЮтсЯ ИСТочНИкоМ "КулЬтУРы" (вэНЬ).
в СоБРаниЕ оСнОвОПОлаГАюЩИХ тЕкСТОВ конФУЦИАНСтВа - ШИ САнЬ цзИН (тРИнАдЦаТикАНонИЕ) вхоДЯт три сПеЦиАльнО ПОСВяЩЕнНыХ ЛИ2 прОИзВедЕНия: ЧЖоу лИ (бЛАГоПРиСтОЙНОстЬ ЧЖоу), и Ли (ЦЕрЕмОниАЛЬнОСТЬ и БЛАГопРиСТоЙНОСтЬ), ЛИ цЗИ (ЗаПиски об эТИКО-РИТУАЛЬНыХ нОрМАХ). В пОсЛедНем Из нИХ КАтЕГорИИ ли2 прИдАн УНивЕрСАЛЬНЫЙ РеГуЛЯТиВНЫЙ смЫСЛ ПосредсТвОМ опрЕДелеНИЯ с ПомОЩЬЮ омониМичНоГО тЕрМина "Ли1" ("прИнЦиП").
СФОрмулиРованНоЕ В лИ цЗИ учениЕ О ли2 ОбразОвАЛо фУНДАМент коНфуциаНСКих И ВоОБЩЕ ТрАДИциОнНЫХ длЯ китая пРЕДСтАВЛЕний о КуЛьтуРЕ. кАтЕГОрия ли2, вОЙДЯ В оДин рЯД с такими осНОВОпоЛАГаЮщиМи общЕкУльТурНыМИ и фИлОсОФСкими ПОнятИяМи, Как "гумаНнОСТЬ", "ДолжнАЯ СправЕДлиВосТь", "разуМНОсть" (чЖИ1) И "блАгонадежНОСТЬ", СТАлА выражаТЬ ИдЕю УНИВерСАЛьноГо - СоЦиАЛьного, ЭтИЧесКОГО, релиГиОЗнОГО и кУЛьтуРнО-ЦИВИлИЗАцИОННого НОРМаТИВа.
уНИВЕрСАльнОСТЬ ПоНятИЯ "ли2" ДАВАла вОзМОЖНОСть толковАТь ЕгО в вЕсЬма ШИРоКОЙ СмЫСловой АМпЛитуде. нАпрИмЕр, Ли ГОу (11 В.) оПРеделЯЛ ли2 КАк "фОКУС челОВЕЧЕСКого ДАо", "оСноВу НаучЕнИЯ пОКОленИя", а нАЗВАнНыЕ ВЫШЕ чЕтЫрЕ КАтеГОРИи - как "ДРугИе имена лИ2". ГлАвнЫЙ соЗдатЕЛЬ "УчеНия о ПрИНцИПЕ" (ли СюЭ) ЧЖУ СИ (12 в.) НАзВал ЛИ2 "оГрАнИЧИТЕЛЬНЫм УзоРом" (цзЕ ВэНь) "неБЕснОГО прИНципа" (ТяНь ЛИ): зДЕсь иЕРоГлиФ "вЭНь", ВЫраЖаЮщиЙ сложнОЕ пОНяТие "знАки/ПисьменноСть/кулЬтУРа", упОтРЕБЛЕн С аКценТОм на иСХОДНОЕ значеНие "узоР". этоТ " УзоР БлАГОПриСТОйНоСти (ЛИ ВЭнь) рисУет НеБЕсныЙ ПРинцИп", с ТеМ ЧТОбЫ ЕгО моглИ "видеть Люди" И испоЛЬзОВать в КАЧеСтвЕ НадЕЖноГо "мЕрИла" пРИ "нАуЧЕНии". ПРедсТаВиТЕЛь аЛЬтЕрнАТиВНого "УчеНию О пРиНЦипе" "учения О СерДце" (СИНЬ СюЭ1) ваН ЯнмИН (КонЕц 15 - начаЛО 16 в.) ЕЩЕ более опрЕДеЛенНО зАЯвиЛ о ТожДестве лИ2 И "ПрИнЦипА": ПоСЛЕДнИй НеДОстуПен наБЛЮдеНиЮ, Но нАХодИт пРОявлЕНИе в "ЗНаках/ПИсЬмЕННосТИ/КуЛьтуре", яВлЯяСЬ с ВэнЬ "ЕДиНОЙ ВеЩью" (у3).
впЛоТЬ дО Начала 20 В. КОнфУЦиАНИзирОвАннАя КУЛьТуРа подНЕбесНОЙ СамОопРедеЛЯлась КАк основанНая нА лИ2 ("ГОСуДаРсТВО ритуалА И мУзыКи"), и такоВОЙ жЕ оНа виДЕЛаСЬ НА ЗАПадЕ С 17 В., т.Е. Со вреМени ПОЯВлеНиЯ тАм соОБщЕНИЙ пЕрВыХ ХРИСтиаНСКИХ миСсИОнерОв, ДеЛАвшИх упОр на "кИТаЙСкиЕ ЦЕремониИ".