"Великое единение", "веЛИКоЕ РавеНстВО" (да ТУН1). ОдНА иЗ ОсНоВНых утоПических сОЦиАЛЬНО-ПоЛитиЧеСКих кОнЦЕПцИЙ конфуциАнствА. глаВный кОмпОНент биНОмА да ТУН - ПОНятИе "тУН1" ("ЕДинЕНИЕ, ОБЪЕДинеНИЕ, СОвМесТимоСтЬ, тождЕсТВЕНноСтЬ") в ДрЕвнЕКитаЙСкИХ пАмЯтНИках ИмеЕТ РазнЫе знАчЕниЯ. напРиМЕР, в чжоУ ли (5-2 Вв. до н.Э.) - оБЪедИнЕнИе ИЗ 10 Тысяч ТеррИТОРИАлЬНЫх единиц, "КОлОДЦев" (цЗиН6, сМ. цзин тЯнь); в мо-цзы (5-3 ВВ. До Н.Э.) ТУн1 оПРедЕлЯЕтСЯ Как "ПоВтореНнОсТь" (Чун), " теЛЕсНОсТь" (тИ1), "соВмЕсТИМОСть" (хЭ3), "РоДсТВЕнносТЬ" (лЭй) - ТАКИм ОБРаЗоМ ВЫсВеЧИваетсЯ ОбщАя ИдеЯ СведЕнИЯ разнЫх ЭлемЕнтОВ в ЕДИнОЕ ЦелОе. словОсочЕтАНие Да ТуН вПЕРВЫЕ пРОзвУЧАЛо В Шу ЦЗине (8-5 Вв. до Н.Э.) кАК ОБозНАЧЕнИЕ резУЛЬТАТА разДЕЛЕНИя земЛи дРЕВНИМ "сОВерШеНнОМУДРЫм" правИтЕлеМ Юем на ДевятЬ ОбластЕЙ (СР. ИДЕЮ ЦЗиН ТяНь) И оБразОВаНиЯ такИм обРаЗОМ социаЛЬНО-ПолИтИчЕСкИ, ЭконоМИчеСКи И КУлЬТУрНо иеРарХИзировАНнОГО МНоЖества ТеРрИтОрий. в дРУгОМ МЕСте Шу ЦзИнА дА ТуН ПОДРаЗУмевАет тАКОе ПОлОЖЕНИЕ в ОБщЕстВе, КоГДа вСЕ иНСтаНЦИи, влИяЮЩИЕ на ПрИнЯТИЕ ВаЖногО ГОСуДАрсТвеННоГо РЕШенИя, еДИНОдУШНы. ПеРЕчиСЛЕНИе этИх инстанЦиЙ (гОсУдарь, ОрАкУЛЫ, САНОвниКИ, СЛУЖиЛЫе лЮДИ, НаРОД) ПРЕдпОлАГАеТ ЧеТкую СоцИаЛЬнУю ИЕрАрХию.
сОбСТВеннО КоНЦЕпЦИЯ Да Тун впеРВЫе БылА ПрЕДСтавлеНа в Гл. 9 Ли Юнь ("ЦИРкУЛЯциЯ правил бЛАГОпрИсТоЙнОСТи", "дЕЙСтвеНнОстЬ рИТуала") кОнФуЦиАнсКОГо траКТата Ли ЦзИ (5-2 вв. до Н.Э.), ГДЕ уСТами кОнфуциЯ описЫваЮтСя два соСТОяНия ОБЩестВа: идЕалЬнОЕ - дА ТуН И прИемЛеМоЕ - сяО кан ("малОЕ ПрОцвЕтАнИЕ"). ОПРЕдЕЛЕНие СУщНОСТИ да тУН в ДВУх фрАзаХ Из дЕвяТИ иерогЛифов - "да Дао ЧЖИ Син е. тянь сЯ ВЭй гУН" - ОБЫчнО ПРИняТО ТолКоВатЬ ПРимеРно СЛЕДУЮЩИМ ОБраЗоМ: "КОГДА дЕЙСТВОВалО ВеЛикое даО (Или: кОгДа Шли ПО ВЕлИКОму пуТи). пОДНЕБЕсная ПРинадлЕЖАЛа ВСЕМ (БЫла обЩЕй)". сУщНоСть ОБЩеСтва сяО кАН ОПрЕДеляЕТся ПАРАЛлЕЛьнОЙ КоНсТРукЦИеЙ ИЗ ДвУх фраЗ: "цзиНь да даО цзИ инЬ. ТяНЬ ся вЭЙ ЦЗя" ("НЫне, КОгда ВЕЛикОе ДАо УЖе скрЫлОСЬ. ПОДНЕбЕснАя пРИнадЛежит СЕМьяМ").
этОт ПараЛлеЛИзМ ОБЫчНО ТоЛкУетСя КАК ПРоТИВОпосТавлеНие идЕй всЕОбщЕго РаВЕНстВА И ПрИНАдлеЖНости вСеГо ВСЕм, с Одной стоРоНы, И РаЗделеНноСти МиРа - с ДрУгОЙ. НО в этОм СЛУЧаЕ ИДЕЯ дА тун ВХоДИТ в прОтИворечИе с устаНОВкой КОНФуЦиАнСтВА На ЖесТКую сОЦиАльнУю иЕрАРХИЮ. эТО зАСТАвляЛо уЖЕ СредНЕВеКовЫх КиТайскиХ МыслитЕлей (НапРимЕР, Чжу Си, 12 В.), А вПосЛеДсТвИи китаЙСкИХ И ЗАрУБЕжных ИссЛЕдОваТЕЛЕЙ СОмнЕВАтЬСя в КОнфуцИАНскОМ ПрОИсХожДЕнИи кОНцепции Да тУН И ИскаТь еЕ КОРНи в иДЕях даОСиЗМА, мО цзя, НуН цЗя и т.П. пО-виДИМОМу, ТЕЗис "ТЯнЬ Ся ВЭЙ ГУН" - опРЕДеЛенИе ДА тУн - ОЗНаЧАЕТ ТАКОе сОстОЯниЕ поДНебЕсНОй, пРи КотОРОм ВСе В Ней ГАРмОНизИРОваНО как в ЕДИном ЗдоРОвоМ ОрГанизмЕ С НЕнАРУшЕнНОЙ ЕСТЕСТвЕНнОЙ иЕрархиЕй ОРганОв И ФункциЙ. НАЛИчИЕ орГаниЗМИчесКоГО сМысЛА у тЕрмИна "да тУн" ПоДТвЕРждает ЕгО ОПредЕлЕние в ЛЮй-шИ чУнь Цю (3 В. до н.Э.): " нЕБо, зеМЛя И ТЬмА веЩЕЙ Телу (ШЭнЬ2) оДНОГо чеЛоВека, ЭТо нАзываЕТСЯ дА ТУн". ПоНЯтИе "гун2", фИГУриРУюЩее здесь В КАчЕсТвЕ ОПрЕдЕЛеНИЯ поднЕбесНОЙ, ВЫражаЕт идЕю ЦеНтрализОваннОй сОЦиаЛьНоЙ ИЕрАрхИИ ВО ГЛАВЕ со сПРАвеДЛИВым пРАВИТелЕМ - гуНОм. СпРаВЕдЛИвОсТЬ, СвяЗаннАЯ с теРМИНоМ "гун2", В СоЦиаЛЬнОм ПЛаНе пОнИмАлАСь каК правИЛьнОе еДИнОначАлИе И отСутствИе кАкИХ-ЛИбо беСкоНТролЬНЫХ пРОяВленИЙ частнЫх интеРесОв (сЫ1) И САМоСТИЙнЫХ гРУпПирОВОК (даН) (НАПРимер, чжуАн-ЦЗы, 33; люЙ-ШИ чунЬ ЦЮ, i, 1, 14). ТакИм ОбРАзОМ, гУН2 МОЖЕТ озНАЧаТЬ пРИнаДЛежНосТЬ Не ВСеМ, а "гЛАВным"- КНязЬЯМ-Гунам, РЕПрезЕнТаНтАм (СМ. гУн-ОбоБЩЕНИе) ВсЕх УРоВНЕЙ СОЦИалЬнОй ИеРАрХИИ, на ВеРшиНЕ котОРОЙ наХОДиТся гЛАвНЫй РЕПрЕзЕнтаНт - гОСУДаРь. в ОНтологиЧЕскОМ ПЛаНе ПодОБНая спРавЕдЛИВостЬ ОЗнАчАЛа СОоТВЕтСтвИЕ коСмичесКоМу ПОряДКУ и еГо РЕпРЕзентАНТУ - дАО.