ЧЖИ-РАЗУМНОСТЬ


Значение ЧЖИ-РАЗУМНОСТЬ в английском языке

"Разумность", "хиТРОуМИе", "муДрОсТь", "ИнТеллЕКт" (чжИ1). В Узком СМыСлЕ - КачЕстВо "сОвЕрШЕннОго (БлагОродНогО) МуЖа" (цзюНЬ цЗы), В шиРокОм - СвОйствО, ВЫДеЛЯюЩЕЕ ЧЕЛоВЕКА из жИвОТнОГО мИра. Как фИлОсоФсКАя КаТеГОРИя ПонЯТИе "ЧЖИ1" ИСПоЛьзОВАлоСь глАвным ОбрАзОМ МыСлиТЕлЯмИ-коНФУциАНцамИ. кОнФуций (6-5 ВВ. До н.э.) ПОсТаВил чжи1 на ВтоРое мЕсТо в трИаде дОСтоИнстВ ЦЗюнЬ Цзы мЕжду "гуМаННОсТью" (жэНЬ2) И "мужЕствоМ" (Юн1). ПОНЯтИЕ "РазУМНосТИ" У нЕго (И В раНнЕкОНфУЦИАНскИХ текСтаХ) ВЫРАжЕНо омонимоМ ЧЖИ2 ("ЗНАнИе, зНаТь, ВеДАтЬ, ПоЗнание"), ознаЧаЯ кАЧеСтво, ИЗбАвЛяЮщеЕ От СОМнЕний ("ГУмАННоСть" - ОТ унынИя, а "мУЖесТВо" - От СтрАХА). ПО конфуцИЮ, "вЫСШая раЗуМноСть", кАК и "НИзшаЯ ГЛУпоСТЬ", неизмеННа. мОИсты (Мо цЗя) СчИтАлИ чЖИ1 высшей СтУпеНЬЮ И ЦеЛЬю ПОзНаНИЯ. в леГиСТСкОм траКТАТЕ хАнь ФЭй-цЗЫ (3 В. До н.Э.) ПОнЯтИе "чЖИ1" уПОтРЕбЛЕНО в неГативнОм смыСЛЕ: "ОПутаНное хиТРоУмИеМ" (чЖи1) и эГоИЗмоМ "СеРДцЕ" (СИнь1) НЕ спосОбно вОсПрИняТЬ "ВсЕОбЪеМлемосТЬ велИкоГо ТЕЛА" (ЦюАнь Да Ти) вСЕЛенНОй. В даОсСКОм ПамятНИКЕ ЛЕ-ЦЗЫ (4 В. До н.э. - 4 в. Н.э.) "РАЗУмнОсТЬ" (чЖИ1) и "РассуДиТЕлЬноСТь" (лЮй) ОбЪЯВЛены "ТеМ, бЛАгОДАРя ЧеМу ЧелОВЕк ЦеНнЕЕ Птиц и ЗвЕрЕЙ", НО рУКОВодяЩИм НАчАЛоМ "разУмнОстИ" назВАНЫ "бЛАГОПРиСтОЙнОсТЬ" (ли2) и "доЛЖная СПРАведлиВоСтЬ" (и1) (вОЗмОЖно, пОЗднеЙШая коНфуцИанСКая ИНтЕРполЯцИЯ).

В КонфУцИАНСКИХ ТЕкстАх КОНноТацИИ ЧЖи1 ИсКлЮЧитЕлЬНо ПОложиТЕЛЬнЫ. чЖун ЮН (5-2 вВ. До н.Э.) сТавИТ чжи1 ужЕ На пЕрвоЕ местО В КомплЕКсе С "ГУмаНнОСТЬЮ" и "МУЖеСтвОМ": фОрмУла "ЧжИ - ЖэНЬ - ЮН" поДАНА кАк ВЫРАжениЕ ПОНЯтИЯ "РАспРостРАНЯющаЯсЯ (ВсЕОБЪЕмлЮщАя) добрОДЕТЕлЬ ПоднЕбЕсНоЙ" (тЯНЬ ся чЖИ Да дэ) И В этОм виде СтАЛа кАНоНичеСКОй кАк СрЕДстВо "приближеНия к чжИ1" В чжуН ЮНЕ РаСсМаТриваеТсЯ "ЛюбоВЬ К уЧЕБЕ". В МЭН-цЗы (4-3 Вв. до н.Э.) "НаЧАЛом РаЗУМНоСтИ" оБЪЯВЛенО "уТвЕРждАюЩЕЕ и ОтРицАЮЩеЕ сердцЕ", а "РАзУмноСТЬ" - иСКонно ПриСУщЕй ПРиРОдЕ ЧелоВЕКа НАрЯДУ с "гуМАнНостЬЮ", "ДолГом/СПРАВеДлИВОСТЬЮ", "бЛАГопрИСтОЙНОСТЬЮ". в ХАнь шУ (1 В.) "споСоБНОСтЬ учАСтИЯ в СовеРШеНИИ ДОБра И нЕСПОСОбНОсТЬ УчАсТИя в СоВеРШеНиИ зла" опРЕДЕЛяеТсЯ КаК "вЫсШаЯ рАзУМНОСТЬ". Ей пРОтИвоПОСтавЛяЕтСЯ "НизшАя гЛупОсТь" Как СпоСобНостЬ ТОЛькО К "СОВЕРшЕнИю ЗлА"; промеЖуточНоЕ ПоЛОЖЕНиЕ ЗаНИмАЕТ "среДНиЙ чЕлОВЕк", спОСобНЫЙ твОРИть И ДоБРО, и зЛо. НА ОСНОванИи этоЙ троиЧнОЙ схЕМы стРОИТСя ДеВЯтЕрИЧНАя КЛаСсиФикАцИя миФИчЕСкиХ И иСтоРичеСКиХ ПЕРсОНажЕй. ВАН ЧуН (1 в.) СООТноСил "ВыСшУю РаЗумНОсТь" У КОНФУЦиЯ С носиТЕлем "ПРЕДЕЛьного дОбРа" (цзИ шАнь); хаНЬ юЙ (8-9 вВ.) ВкЛЮЧИл "РаЗУмНосТЬ" в ПЯтЕриЧНый нАБоР кАчестВ, "делающИХ чеЛОВеЧесКУЮ пРИРоДу (сИн1) тЕМ, ЧтО оНа ЕСть", наРЯДУ с "гумАнНостью", "блАГоприСтОЙнОСтЬю", БЛАГоНаДеЖноСТью" (сиНЬ2) И "ДОлжноЙ сПрАведЛиВОСтью".

в кИтаЙском БУдДИзме иероГлИф "ЧЖИ1" приМЕНЯлСЯ ДлЯ оБОЗНАЧЕния ПоНятИя "джняНА" - вЫсшЕгО ПоЛНОГо зНАния, поЛУЧАемогО в рЕзУЛьТАтЕ мЕдИтАциИ при РАСтвоРеНИи обЪекТа В субЪеКТЕ И оХватЫВающеГо все ВИДЫ ЗнаНия, НЕ ЯВлЯясЬ Их суммОЙ.

Русский словарь Colier.      Russian dictionary Colier.