"Перводвигатель", "ПрУжИНа", "ДВижущАЯ Сила", "МЕХаниЗм", "МехАничеСКИй", "оРганИЗМ", " наЧалО", "иСТочниК эНерГИИ", "ИМпУЛЬС", "хИТРОумНыЙ", "мАХИнАтОрСкий", " случАЙ" (цЗИ1). одНа ИЗ САмЫХ специФИЧнЫХ катеГорИй киТайскОй ФиЛософиИ. конкРЕтНЫе ЗначЕНиЯ "цЗи1" - "крюЧОК аРбАЛеТа", "ЗАпаДНя", "спУСКАТЬ СТрелу С КРЮЧКа", "ТКаЦКиЙ станОк". В СемаНтиКЕ иЕрОГлИФА "цЗИ1" (ЭлЕмЕНты "деРЕво" И "зАРодЫш, ИстОК, КРАй") ТраДИЦИоННО пРотиВопОсТавЛяемЫЕ НА запАДе пОНяТиЯ "МЕХаниЗМ" И "оРгаНИзМ" ОБъЕДиняЮТСЯ череЗ ОБЩий ПРиЗнак САмоДВИжеНиЯ, ДвиГАТЕлЬнОго ИМпУльСА, ИСхОдящегО ИЗнУТри.
в кОНФуЦиаНСкИх тЕКСтАХ 5-3 вв. ДО н.Э. "цЗи1" имЕЕт зНаЧенИе КаК тВОРческой ДВИЖуЩей сиЛЫ, ОбУСЛАВливАЮЩей воплОщение едИнОгО ВО МнОГом (нАпРИмеР, ВлияНие ОднОгО челОвЕКа нА ОбщеСТВо - ли цзИ, Гл. Да СЮэ), ТАК И "махИнАТоРсКИх ПРиЕмОВ" (мЭН-ЦзЫ).
в ДаоСсКих теКСтах "цЗи1" уПотрЕбЛяЕтсЯ в дВУХ СмЫслАх: 1) ХитРОЕ, ковАрнОе ПРИСпОСОБленИе, плод чЕЛОвЕЧЕСКИХ РУК; 2) ЕсТЕстВЕННОе, нЕрУКотвоРНое усТроЙСТвО, ДВИЖущаЯ силА ЖивОГО орГанизМа. данНое РАЗДЕЛЕНие соОтВеТстВУеТ ФУНдамЕнТАЛЬноЙ дАОСсКой оПпОЗиЦИи "ЧеловЕчеСКоЕ" (иСКуСстВеННое) - "небесНОЕ" (есТЕсТВенноЕ). СЕрДЦЕ, ДВИжимОЕ ИСКуснОСтЬю чеЛовЕКа, - кОваРНо, дВиЖИмОЕ "небесНЫм есТЕсТвоМ", - БЛАгОСТНо. ПонЯТиЕ "нЕБеснОЙ ПРУЖиНы" (ТЯнЬ ЦЗИ) кАк "дВижущеЙ сиЛы есТЕСТВа", сТАВшЕе КаноНичЕСКиМ ДЛя даоСиЗМА (сМ. тяНЬ цЗИ цЗин - КаНон НеБЕСной ПРУжины) быЛо ввеДенО в чЖУАн-ЦЗЫ (4-3 вВ. До н.э.), где тАкоВая ПРоТивоПОставлЯетСя чУвсТВеНнОму ВОСпрИЯТиЮ И чУВСтвеННосТИ (шИ юй): чЕМ ОнИ глУБже, тем "пОВЕрХноСТНЕЕ НЕБЕснАя прУжинА". У ЧЖУАн-Цзы "ЦзИ1" ОБРЕтает физИОЛогичЕскИй сМыСл: "пЕРводвИгАТеЛь" ЧЕлОВеЧЕсКогО ЕсТесТВа "исходИТ иЗ пЯТОК" И обУсЛОвЛИВАЕТ НАИБОЛЕЕ ЖивОТВорНое, ПроНиЗЫвАЮЩеЕ весЬ ОргаНизМ "пЯТоЧНое ДЫХаНИЕ", харАкТЕрнОе прЕЖде вСеГо дЛя "иСТиНнОго ЧЕловЕКА" (чжэнЬ жэнь). НапрОТИв, ИСПОльЗоВанИЕ уСоВершЕНСтВОвАНнЫх ("МеХаниЧЕСКИХ" - Цзи1) оРУДИй тРУдА ОБЪявЛяЕТСЯ иСточНиКОМ "МЕХаНИЧеских дел" и в РЕЗульТАтЕ - "МЕХаниЧеСкого СердЦа" (Цзи СИнь), эгоиСТИческОгО хитРОумИя, КоТорОЕ приВОДИТ К "неустОйчИвОСТИ духОВнОЙ жИзнИ", ПрОтИВореЧаЩЕй дао. пОДоБНая СмЫСлоВая АМбИвалеНТнОСтЬ СОхрАНЯетсЯ И В ХУаЙнаНЬ-Цзы (2 в. До н.Э.), ГДЕ, с одной сТорОнЫ "мЕХАНИЧЕсКОе СеРДце" ПредСтаВляЕТСЯ раЗрУшаЮщиМ цЕлОСТносТь "ДуХОвноЙ благОДАТи" (ШЭНь ДЭ), а с ДРуГоЙ - причаСТНОсть "неБЕсНоЙ пруЖИнЫ" ВыСтуПАЕт атрИбУтОМ "сОверШенноМУДРоГо" (шэн ЖЭнЬ). В лЕ-цзЫ ДАНо ОБщеЕ ОПРЕДеЛЕнИе онТОлОгИчеСКОго сТАТУсА ЦзИ1: "ЧЕловеК в КОНцЕ КОнЦОв уХодИт В первОдВИгаТЕЛЬ. ВСЕ Десять тысЯч ВещЕй иСХоДЯт Из ПЕРвОДВиГаТеЛЯ И уходЯТ в негО". В осНоВОпоЛАГающЕМ кАнОне сРЕднЕВЕКОВогО, таК НаЗыВАемОГО реЛигИОЗнОГо ДаОсиЗМа инь Фу цЗИНе (1-2 Вв.), коТОрЫЙ окаЗал суЩеСтВенНоЕ влиянИЕ НА НЕоКОНфуцИАНСТВО, ПРЯмаЯ аНТРоПоЛОГичЕская дефИниция: "чеЛОВечеСкОе СердцЕ - ЭТО ПЕрВОдвигатЕль" сОчетаеТсЯ с идЕеЙ ВСеобщЕй вЗаимоЗавиСИМости внУТРИ УнИВеРсуМА, выРАЖеННой МетАФОРоЙ "ОГРАбЛЕнИЯ" НЕбОМ И зеМЛЕЙ вСЕх ВеЩЕй, ВсЕМИ ВЕЩАми - ЧелОвЕКА, А чЕЛОВеКом - всеХ ВЕЩей. ПоДобнуЮ ВЗаимОсВЯзЬ "тРЕХ ГРабиТеЛЕЙ" ОПрЕделяЕт нЕВИдИмый И НепОстиЖИмЫй ДЛЯ БолЬШиНСТВА ЛЮдеЙ "ПЕрВОДВиГАТеЛЬ" (цЗИ1); "ВЫсШиЙ ЧеЛоВЕк" БлАГОДаря ЕМу ПоЛучает возмоЖНоСТЬ "УСИлиТЬ свОе тело", А "ПОсРЕдстВеНноГО челоВЕКа", ПытАющЕгОсЯ овЛаДЕть иМ, ждЕт ГибеЛь. НА Этих пОлОЖеНияХ В сРеДНеВекоВом даОСизмЕ оСнОвыВАЛась пракТикА пСиХофИзиОЛоГиЧЕскогО саМОСОвершенстВовАНИЯ, В тоМ чиСЛе "ДОстИжеНия беСсмертИЯ", КоТорАЯ в СООтвЕтствиИ с ИсходнОй СеМаНтикОй "цзи1" пРЕДСтАВлЯЛАсь "ВОРовсКиМ похоДоМ (ДАо фА) На неБо", ИЛИ "ВорОвСКИм мЕХАНИзМоМ" (дАО цЗи), пОзвОлЯющИМ "переВЕрНУть" еСтеСтвЕНнОЕ двИжеНИе От коЛыБЕЛИ К моГиле.
В КИтайСкОм бУдДизме СамодВИЖеНИе ВсЕГО сущеГО бЫлО ВОзвЕДеНО К "ПЕрВОдвИгаТЕлЮ бУДдЫ" (фО ЦЗИ); а В учЕНии чжИИ (6 В.) термИн "цЗИ1" СТаЛ ОБОЗнаЧАть "МеНтаЛьныЕ СПОСобности" И ВпосЛеДСтВИи ПРЕвРАТиЛся В ОДну Из ваЖнЕйшИХ КаТЕГОРИй БуДдийсКиЙ ПсИхоЛогиИ.
В ФуНДАмеНт НЕокоНфуцИАНСтВа лег тЕЗИс ЧжАн ЦЗАЯ (11 В.): "В КОлОВрАЩениИ вещеЙ ВсякОЕ ДВИженИе оПрЕдеЛЯетСЯ пЕрВОДВигатЕЛем, И еслИ ГОвОРитСя о ПоСледнЕм, ТО дВиЖЕнИе ИсхоДИт ИЗВне". Ван янМиН (кОнЕц 15 - Начало 16 В.) в ИсТОлКовАНИИ цзИ1 ПЫталсЯ ПРЕоДОЛЕтЬ ПроТиВоПоСтавЛЕние "небесного" И "чеЛовЕЧескогО", оБрАЩаЯСЬ К ДаОССКим пОсТУлаТам: челОВЕЧЕсКОе сердцЕ - "ПРУЖиНА (цзИ1) Единой ВЕЩИ", Т.Е. нЕба И зЕмЛИ (ТяНь дИ); "НебесНаЯ пРУЖиНА" еСТЬ "чуВстВеННЫЕ ВОсПРИЯТия" (ШИ ЮЙ).
ЕДИНСТво "ОрГАНизма" и "МЕхАНИзмА" в сЕМантике "цЗи1" сКаЗАлоСь В СВОеОБРаЗИИ ТраКтовок КИТАЙскИмИ МыСЛитеЛями конца 19 - НАЧала 20 в. заПаДНЫх ПРЕДСТавлЕний О сОЗиДаТЕльНЫХ сиЛАХ ПРИРОДы. нАпрИмЕр, по сУнь ЯтСену, "бИоэЛемЕНтЫ соЗДАЮт лЮдеЙ и тьмУ ВещеЙ", пОдОБНо тоМу кАк люДИ СОЗдАют ВеЩи; "ПТИцЫ - этО СозданНЫЕ БиОЭЛЕМЕнТамИ лЕТатеЛЬНЫе МЕХанизМЫ (ЦзИ1)".