ФИЛИППИНЫ: НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО Смешанные браки и внутренние миграции с годами существенно смягчили прежние различия между христианскими этносами. Название каждого из них, за исключением немногих случаев, соотносится с используемым языком.
Тагалы, живущие в центральной и южной частях Лусона, преобладают в Большой Маниле и составляют ок. 1/4 населения Филиппин. Себуано доминируют на островах Себу, Бохоль, на востоке Негроса, на западе Лейте, а также в приморских районах Минданао. Тяготевшие первоначально к северной части Лусона илоки (илоканы) позднее в массовом порядке мигрировали в центральные местности этого острова или перебрались в США. Хилигайноны (Илонго) живут на одном из Висайских островов - Панае, а также на западе Негроса и на юге Миндоро, т.е. в основных районах выращивания сахарного тростника. Многие илонго переселились на остров Минданао, где вошли в конфликт с его мусульманским населением. Биколы считаются выходцами с юго-восточного Лусона и близлежащих островов. Основная часть бисайя (висайя) сконцентрирована на восточных Висайских островах, о.Самар и в восточном районе о.Лейте. Пампанганы обитают в центральном Лусоне (особенно в провинции Пампанга), а пангасинаны - в прибрежной полосе залива Лингаен на Лусоне, откуда они распространились по внутренним районам острова.
В сельской местности занятость обеспечивают земледелие, рыболовство и лесное хозяйство.
Типичная деревенская семья живет в свайной пальмовой хижине, хотя все чаще встречаются деревянные дома с крышей из оцинкованного железа. В таком жилище очень мало мебели, а на ночь большинство его обитателей укладываются спать на положенные на пол циновки из пальмовых листьев. Для освещения жилища в ночное время служат керосиновые лампы, пища готовится на открытом огне. Питьевую воду чаще всего берут из колодцев или родников. Белье стирают обычно в речке. При трехразовом питании рацион состоит, как правило, из вареного риса, молотых кукурузных зерен или овощей со свежей или соленой рыбой, а также фруктов.
Семейный доход в городах обычно выше, чем в деревне. Большинство горожан занято в третичном секторе и на предприятиях обрабатывающей промышленности.
У филиппинских христиан существует система двустороннего родства, в соответствии с которой кровными считаются родственники как по материнской, так и по отцовской линии. Основной ячейкой общества считается семья. Многочисленные родственники - обычно вплоть до четвероюродных братьев и сестер - образуют ближайшее окружение каждого филиппинца. Именно к ним он в первую очередь немедленно обращается за помощью, и перед ними более всего чувствует себя обязанным. В этом круге родственников редко допускается заключение браков, а расширение его часто происходит через компадразго, как именуется католический обычай участия при обряде крещения ребенка т.н. духовных родителей, которым в дальнейшем предстоит поддерживать его в жизни. Крестные отец и мать подчас имеют в жизни филиппинца не меньшее значение, чем самые близкие родственники.
На Филиппинах женщины-христианки более уравнены в правах с мужчинами, чем в большинстве других стран Юго-Восточной Азии. Женщина заботится о детях и о хозяйстве, контролирует семейный бюджет, а иногда может оказаться основным кормильцем семьи. Представительницы слабого пола участвуют в политике и бизнесе, приобретают различные профессии. За сопоставимые виды работы женщины получают обычно пониженную плату. Разводы и аборты не разрешаются.
Основное внимание в семье уделяется детям, от которых родители ожидают особой почтительности и послушания. Важен возрастной критерий, и любой старший член семьи вправе рассчитывать на уважительное отношение со стороны тех, кто моложе. Младшие дети быстро обучаются выполнять различные домашние обязанности и помогают взрослым в сельскохозяйственных работах.
Основной добродетелью у филиппинских христиан считается верность семье и близким родственникам. Кроме того, они глубоко почитают лиц, облеченных властью, от которых неизменно ожидают добра и чьи решения очень редко оспаривают. Многие местные христиане полагают, что любые отношения должны приносить удовлетворение и потому следует избегать конфликтов и разногласий; по их мнению, для достижения счастья и успеха в жизни человеку необходимо проявлять терпение, выдержку и даже пережить страдания. Важнейшей жизненной задачей любого филиппинского христианина является соблюдение принципа "утанг на лооб": после принятия от кого-либо добровольной услуги или помощи возникает моральное обязательство выполнить ответную просьбу - своеобразный долг, который невозможно вернуть деньгами.
Большинство христиан на Филиппинах принадлежат к сторонникам католической церкви. В каждом доме есть место, для фигур святых и икон. В любом достаточно крупном населенном пункте имеется католический храм и конвенто - жилище приходского пастыря. Многие филиппинцы избегают жить в сельской местности из-за нехватки там священнослужителей. Филиппинские христиане, как правило, верят в существование духов, ведьм и в силу всевозможных магических заклинаний. В деревнях заболевшие часто прибегают к помощи местных знахарей. Общественная жизнь для обитателей деревни складывается на основе католического церковного календаря, ежегодного праздника в честь святого-покровителя, культурной программы местной школы, а также празднований по поводу крещения младенцев и венчания новобрачных.